Юлия Гущина
Игровые технологии «Классификация игр природоведческого содержания»
▼ Скачать + Заказать документы
Какова же роль игры в природоведческой деятельности дошкольни-ков?
1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расшире-ние диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях приро-ды заметно расширяются и конкретизируются.
2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окру-жения, учит любоваться ее своеобразием.
Публикация «Игровые технологии „Классификация игр природоведческого содержания“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отноше-ния.
Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр до-школьников - как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.
Особое место и значение в системе экологического образования до-школьников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.
Дидактические игры - это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепля-ют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о приро-де. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мысли-тельных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр., развивает память и внимание. В процессе экологиче-ского образования дошкольников используются следующие виды дидакти-ческих игр:
• предметные;
• настольно-печатные;
• словесные;
• творческие;
• подвижные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) : Предметные игры реко-мендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей об-следовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр мож-но привести - «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки»и т. д.
Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, жи-вотных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мо-бильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруп-пой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекци-онной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного мате-риала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имею-щихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто пры-гает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто жи-вет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире при-роды. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.
Творческие игры. Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры (строительные с применением природного материала и сюжетно-ролевые). В них дети излагают свои впе-чатления, полученные от общения с природными объектами в процессе наблюдений и экскурсий, а также знания, полученные на экологических за-нятиях. Специфической особенностью данных игр является то, что они орга-низуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе, что имеет большое значение для дальнейшей организации системы образовательной работы с детьми по во-просам экологии.
Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. Строительные игры можно ис-пользовать и для подготовки детей к практическо-исследовательской дея-тельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, по-чему сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики). При условии создания определенной развивающей среды (песочницы малень-кие и большие, формочки, совочки и пр.) строительные игры можно успеш-но использовать как в помещении, так и на участке.
Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы. Большое значение для оптимального влияния данного вида игр на результативность экологического образования дошкольников будет иметь расширение и обогащение опыта детей посредством проведения при-родоведческих экскурсий, использования диафильмов, диапозитивов, ви-део- и кинофильмов, отображающих не только непосредственно мир при-роды, но и труд людей в природных условиях. Особое влияние оказывает на игры детей рассказы взрослых о своей работе.
Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания : в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяй-ственные машины и т. д.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и сто-лы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и де-ревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с по-мощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.
Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребёнка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Активность ребёнка, радостные переживания, связанные с игрой, всё это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положитель-ный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным сред-ством физического воспитания, развития движений детей.
Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведе-ния дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовать эти игры.
Проводя с детьми подвижные игры, основанные на представлениях о природе, происходит закрепление знаний которые дети получили в наблю-дениях. В основном это игры, знакомящие детей с повадками животных или с явлениями неживой природы. Дети, подражая повадкам животных, ими-тируя их образ жизни, отображая явления природы, глубже усваивают зна-ния о мире природы. А положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей.