Новикова Ольга Михайловна
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время экологическая проблема влияния человечества на окружающую среду стала одной из самых острых. Экологические катастрофы, с которыми мы сталкиваемся все чаще, привели к тому, что люди начали понимать, что лишь они сами могут спасти природу на основе знаний о ней, понимая, что человек – это, всего лишь, часть окружающего природного мира.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Не случайно проблемы экологии сегодня, - это не только проблемы сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она переходит в задачу смягчения стихийного воздействия людей на природу, в упорядоченное, бережное, ценностное взаимодействие с ней, что возможном лишь при наличии определенного уровня экологической культуры, экологического сознания у каждого человека.
Формирование же этих качеств личности должно начинаться уже на первых этапах жизни человека.
Общеизвестно, что дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возраста идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются все возможные формы и виды мышления; быстро накапливаются представления об окружающем мире; у детей достаточно высоко развиты любознательность, активность; они готовы к сотрудничеству.
В педагогике технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познания того, что растет и живет рядом с ребенком.
Особое значение для экологического образования детей дошкольного возраста имеет подбор объектов, явлений, доступных для ребенка.
Учитывая возрастную специфику познавательной деятельности малышей, - наглядный характер их мышления, основой экологической работы с ними является развитие их сенсорных способностей и освоение простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Важно так же включать малышей и в посильную для них деятельность по уходу за живыми существами: это способ способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы.
Для организации работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников используется большое разнообразие форм организации жизнедеятельности воспитанников : занятия, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы и др. Однако ведущим видом деятельности и как следствие основным средством экологического воспитания дошкольников является игра, являющаяся деятельностью эмоциональной. В играх ребенок всегда активен и доброжелателен, у него хорошее настроение. Поэтому, первое, о чем необходимо помнить, организуя игры детей с природными объектами, - погружение их в такую любимую игровую деятельность и создание благоприятного эмоционального фона для восприятия природы.
Не меньшее значение имеет и формирование у детей позитивного отношения к природе.
В нашей работе мы акцент сделали на использование игровых обучающих ситуациях (ИОС). Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
К данной категории можно отнести использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых людям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много: «Репка», «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Доктор Айболит» и др.
Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли – куклы и собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и воспитателя. Например:»Доктор Айболит» при осмотре растений совершает такие действия, как со всех сторонних обходит, оглядывает, трогает руками землю. Качает головой, указывает на хилые стебли, засохшие листья. Все свои действия «доктор» сопровождает словами, возгласами, оценкой – именно из них становиться понятным смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествие в данном случае это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарков, салона природы и пр. в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой, которую выполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают разные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.
Дидактические и подвижные игры.
При формировании у детей экологической культуры эффективным средством является подвижная игра. Она призвана решать целый комплекс образовательных, психологических и оздоровительных задач. В связи с тем, что игра помогает создать во время образовательной деятельности положительно-эмоциональный фон, знания о природе «приходят» к детям в непроизвольной формеи, соответственно, ярче откладываются в самосознании. Играя в подвижные игры, дети знакомятся с животным миром, повадками, особенностями поведения и др. К примеру, в игре «Найди дерево» призвана научить детей различать кустарники, деревья по характерным признакам (листья). Так же игра «Летает – не летает» помогает детям научиться отличать живую природу от неживой, и найти общее между предметами и живой природой.
Большую роль в закреплении знаний детей о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делает такую игру интересной инее сводит ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др., предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко сопоставлять правила.
В игре «Закончи предложение»- воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает кора, потому что…». Или игра – «Что бывает желтое?», «Летает не летает?», «Что бывает зимой?»и др. во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников.
Таким образом, игровые технологии позволяют повысить эффективность экологического воспитания дошкольников. В результате их применения повышается уровень экологического воспитания и культуры детей, ребенок учиться любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.