Денисенко Сергей Владимирович
Игровые технологии как средство воспитания и развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить».
А. М. Горький.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе, как в педагогической теории, так и в практике не нова. Игра представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей.
Публикация «Игровые технологии как средство воспитания и развития дошкольника» размещена в разделах
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов[6].
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в дошкольном образовательном учреждении специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры - это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые моменты очень важны особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хоровод», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей».
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: трудовую, учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную с выполнением режимных моментов.
Без использования игровых технологий немыслима работа педагога-психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника - это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.
Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:
• диагностики;
• оказания первичной психологической помощи;
• осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).
В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений. Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога-психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.
Кроме того, в игровом коллективе у детей формируются нравственные нормы. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей 3-х лет возможна организация игровой ситуации типа «Что катится?» - воспитанники при этом организованы в веселую игру - соревнование: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик - нет». Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). Для детей более старшего возраста подойдут такие дидактические игры как: «Узнай предмет», «Собери пирамидку», «Найди игрушку», «Составь картинку», «Узнай предмет», «Найди такой же предмет», «Цвета», «Ищи безостановочно». Эти игры помогают развивать восприятие цвета, формы предмета. Помогают в формировании зрительного, слухового восприятия, развивают наблюдательность дошкольников.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: «Найди такой же» - педагог может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек «такой же», как у него. Или игра «Найди ошибку», где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить. Старшему дошкольнику можно предложить игру «Зачеркни фигуру» - ребенок должен безостановочно на предложенном бланке искать и зачеркивать «домик», «солнышко» или «елочку». Игры на внимание к движениям: «В магазине зеркал», «Повторяй за мной», «Смотри и делай».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа: «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было» и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-придумки, игры-фантазирования. Дети могут придумать игру, где герои сказок будут помещены в необычные условия или будут сочетаться несколько героев из разных сказок.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, «правильно» выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Кроме всех выше причисленных игр, в своей работе педагог-психолог использует игры с песком и водой.
Игры с песком для ребенка - это способ самовыражения. Во время игры нормализуется эмоциональное состояние, внутренняя гармония. Также во время игры малыш присваивает себе различные роли, он может быть шофером, поваром, врачом. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь. В игре «Знакомство с песком» ребенок «знакомится» с сухим и мокрым песком. Узнает, что можно делать с сухим и мокрым песком (копать, лепить, пересыпать). Во время игры «Отпечатки наших рук» на влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Игра «Волшебные секреты» развивает фантазию ребенка, вызывает интерес. В игре «Домики для животных» ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка. «Транспорт» любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками.
Игры с водой - одни из любимых детских забав. Они полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Игры «Окрашивание воды», «Тонет - не тонет», «Растворяется или не растворяется», «Пузыри», «Лейся, лейся», «Поймай льдинку», «Сквозь сито» помогут педагогу познакомить ребенка со свойствами воды и некоторых предметов.
Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса в целом и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.
Таким образом, игра - это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.