Симонова Алиса
Игровые технологии как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассматриваются игровые технологии как средство развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В частности разработаны некоторые игровые технологии, проведен эксперимент, доказывающий эффективность игровых технологий в развитии монологической речи.
Публикация «Игровые технологии как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: игровые технологии, старшие дошкольники, монологическая речь, общее недоразвитие речи.
На данный момент в современном мире наблюдается такая тенденция: увеличивается число детей с различными нарушениями в речи. Кроме различных нарушений, у детей отмечается и отставание в развитии речи, проглатывание некоторых звуков, неспособность ясно и четко излагать свои мысли, неумение последовательно составлять рассказ. Речь – это основной атрибут общения. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
В дошкольном возрасте развитие навыков повествовательного монолога является необходимым условием формирования всех видов монологической речи. Под монологической речью понимается связная речь одного лица, которая сообщает о разных фактах, явлениях действительности. Это форма речи, которая обращена к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие [2].
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются недостатки всех сторон речи. Так, их активный словарь гораздо беднее, чем у детей с нормальным речевым развитием. Также у них отмечается недостаточность речевой активности, примитивность лексико-грамматических средств. Одними из лучших средств в использовании работы с детьми являются игровые технологии. Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета. Плюс игровых технологий заключается в том, что они активизируют все познавательные процессы ребенка, закрепляют новые знания, поддерживают интерес к изучаемому материалу [7].
Так, отечественный педагог Е. И. Тихеева считает, что основными технологиями, которые нужно применять в работе с детьми по проблеме развития речи, ее обогащения, должны быть именно игровые технологии[6].
Она доказала, что обогащение словаря детей, развитие их речи может происходить с помощью природного материала, комплекса дидактических пособий и окружающей ребенка предметной обстановке. Так, для пополнения словаря глаголов, автор предлагает несколько игровых занятий с дидактической куклой. В своих исследованиях М. М. Алексеева и В. И. Яшина по обогащению словарного запаса, по закреплению знаний использовали такие игровые технологии, как дидактические. Так, они выделили несколько групп методов, которые были направлены на лексическую сторону речи. Первая группа методов знакомит и обогащает словарный запас, а вторая – закрепляет знания.
На основе анализа литературы, мы в своей работе решили использовать дидактические игровые технологии. Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МДОУ № 19 г. Белгород. Выборку исследования составили 10 детей с общим недоразвитием речи. На первом этапе нашего исследования мы подобрали набор диагностических методик, направленных на определение уровня развития связной речи. Мы использовали методику «Диагностика связной речи» Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова [4].
Данная методика направлена на изучение связной речи у дошкольников. Анализ полученных результатов показал, что в данной выборке детей 3 испытуемых не смогли составить рассказ. Данные испытуемые отвечали «не знаю» на вопросы, один ребенок не мог составить рассказ. Другой респондент начал отвечать на другие вопросы и что – то пытаться рассказать о себе. Пять испытуемых не смогли составить рассказ, однако отвечали на вопросы полными предложениями. И двое испытуемых рассказывали логично, их ответ состоял из 3 – 4 простых предложений.
Таким образом, мы видим, что большая часть респондентов имеют низкий уровень развития связной речи. Так, некоторые респонденты не могли составить рассказ, но отвечали на вопросы полными предложениями. Однако, в их речи отмечается большое количество ошибок, происходит путаница слов, одни слова могут заменяться близкими по значению или звучанию другими.
Список используемых источников и литературы
1. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом Мир животных. - М. : Издательство ГНОМ, 2010 - 32 с.
2. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. №1. С. 38-43.
3. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5- 7 лет. - М. : Каро, 2013. - 176 c.
4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: УчебноМетодическое пособие. - СЕЮ. : Детство - Пресс, 2014. - 144 с.
5. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. - М. : Гном, 2016. - 160 c.
6. Злобина В. Н. Развитие монологической речи детей с ОНР посредством использования игры-викторины//Universum : психология и образование. 2018. №3 (45). С. 4 – 6.
7. Хвалина, Е. Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 846-850.