Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Игровые технологии как фактор музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии как фактор музыкального развития дошкольников.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания, диапазона и силы голоса на музыкальных занятиях.
Публикация «Игровые технологии как фактор музыкального развития дошкольников» размещена в разделах
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, который имеет непреходящее значение для последующего развития личности ребенка. К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, говорил, что детей надо учить буквой, цифрой и нотой. А говоря о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский считал важнейшим условием этого развития единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное искусство – универсальное средство формирования этого единства. Необходимо помнить о том, что музыкальное воспитание дошкольников направлено, прежде всего, на развитие базовых качеств личности ребенка. Именно в процессе музыкально - игровой деятельности происходит решение таких важнейших задач, как развитие у детей волевой сферы, произвольного внимания, подвижности нервных процессов, фантазии, речи и движения. Нельзя недооценивать роль музыки и в развитии творческого воображения, памяти, мышления и других психических процессов. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка. Она помогает регулировать эмоциональное состояние, устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, «гармонизирует» свой внутренний мир, - в этом и заключается благотворное психофизиологическое воздействие музыки.
Таким образом, актуальная задача музыкального воспитания- открыть детям дверь в прекрасный мир музыки, то есть воспитать интерес, потребность и желание проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.
Приоритетными образовательными технологиями музыкального развития дошкольника являются игровые технологии, обладающие средствами активизации деятельности обучающихся. В процессе игры ребенок активно включается в деятельность, улучшается его позиция в группе. Игра, по определению Л. С. Выготского, – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. Игровые технологии, используемые на, музыкальных занятиях, включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса. Традиционная игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования детей к творческой деятельности. Игровая форма, игровые приемы пронизывают каждый вид деятельности дошкольника. На музыкальном занятии используется весь спектр игровых приемов : ролевые игры, игровые творческие задания, музыкально-дидактические игры, подвижные, коммуникативные, пальчиковые игры. Только игровая форма подачи материала дает оптимальную возможность для усвоения сложных музыкальных понятий. Игровая деятельность как деятельность творческая, развивает и обогащает чувственное восприятие ребенка, его образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение. Синкретизм игры выступает той основой, из которой вырастают различные виды художественной деятельности ребенка и его приобщение к различным видам искусства. Игровые приемы предоставляют ребенку возможность научиться воспринимать музыкальные образы в развитии, выражать их в движении, соотносить с характером музыки, ее темпом, жанровыми особенностями. Задания акцентируют внимание ребенка на умении выразительно и пластично двигаться в игре, комбинируя различные элементы ритмики – бег, прыжки, ходьба; передавать в движении музыкальный образ, инсценировать тексты песен. Игровые методы, являющиеся доминантными методами в работе с дошкольниками, позволяют вызвать интерес, эмоциональное отношение к деятельности, творческую активность.
По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим. Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определенным правилам,- все это вызывает у детей повышенный интерес, способствующий активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры. Привлекательность такой формы деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию музыкальных способностей.
Требования к музыкальной игре :
-тематика должна отражать знакомую детям окружающую действительность, -единство формы и содержания;
-присутствие эмоционально-конкретного образа, выраженного в простой, доступной художественно-музыкальной теме;
-принцип повторности и варьирования.
Классификация музыкальных игр :
Игры под инструментальную музыку (сюжетные, несюжетные, инсценировки)
Игры с пением (хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением)
Музыкально-дидактические игры (на развитие гармонического, ладотонального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, восприятия музыки)
Ритмические игры со словом (на развитие чувства ритма, ориентации в пространстве, координации речи и движения)
Игровые спектакли (музыкально-драматические, ритмопластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций).
Игры под инструментальную музыку. Сюжетные игры определяются наличием несложного текста, конкретных персонажей и наличием музыки к ним изобразительного характера. Дети передают образы в соответствии с музыкой, реагируя на особенности характера, имитируя движения персонажей («Зайцы и Лиса», «Кот и мыши»). Несюжетные игры привлекательны для детей за счет элемента соревнования; реакция на начало и конец музыки, смена частей, чередование фраз, смена долей, особенности ритмического рисунка («Кто скорее?», «Игра с бубном»).
Инсценировки построены на основе конкретного сюжета. Исполнение под музыку, используя пластику, характерные движения персонажей («Зимняя сказка», «Козлята и волк»).
Игры с пением. Хороводы построены на основе игровых песен с плясовыми и имитационными движениями. Инсценирование песен предполагает развернутый сюжет, наличие нескольких образов, выбор необходимых выразительных средств. Народные игры с пением передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни.
Музыкально-дидактические игры – игры на развитие сенсорных способностей и устойчивого внимания, как правило, спокойного характера; игры на определение музыкального инструмента, знакомых мелодий, песен.
Ритмические игры со словом имеют эмоционально—образное содержание и основаны на танцевальных движениях.
Игровые спектакли- интегрированный вид детского творчества (музыка, хореография, пластика, театр, литература); присутствует соответствие игровых действий музыкальным характеристикам персонажей.
Таким образом, приоритетной задачей педагога дополнительного образования, реализующего образовательную программу по музыкальному развитию дошкольников, является обогащение духовного мира ребенка, приобщение его к общекультурным, художественным ценностям в процессе музыкально – творческой, игровой деятельности.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания, диапазона и силы голоса на музыкальных занятиях.
«Листопад»
Педагог вырезает из тонкой цветной бумаги осенние листья. Объяснить, что такое листопад. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
«Бабочка»
Из бумаги вырезаются несколько бабочек. Прикрепить их на нитку так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Педагог и ребенок произносят приговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке!
Ребенок дует на бабочку, чтобы она «полетела». Длительный плавный выдох.
«Чей паровоз лучше гудит?»
Необходимы пустые стеклянные пузырьки. Педагог показывает, как можно гудеть в пузырек: слегка высунуть кончик языка, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Выдох должен быть длительный.
«Мышка принюхивается»
Дети делают несколько коротких вдохов через нос, вдыхая воздух маленькими порциями., затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.
«Сеньор- Помидор»
Дети стоят. Кисти на грудной клетке., большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе- плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4- раза.
«Пчёлка»
Дети легко взмахивают кистями рук.
В поле лети.
С поля лети-
Медок неси.
Ж-ж-ж, Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать «Ам!»
«Свеча»
Правая ладонь на уровне рта. Вдох через нос. Выдох через нос. Воздушная струя должна быть теплой и непрерывной.
«Насос»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч. Смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь вперед, накачивать шину. Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху.
СУ-СА- СО-СЭ-СЫ
«Лыжник»
Поза бегущего лыжника. Имитация его движений- отталкиваться палками от снега.
Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху. СУ-СА- СО-СЭ-СЫ
«Ворона»
Дети стоят, руки в стороны. Поднимая руки вверх, делают вдох. Резко опуская, произносят «Кар-р-р-!»
«Дровосек»
Дети стоят. Руки сомкнуты в замок перед собой, опущены вниз. Поднимая руки вверх, делают вдох. Резко опуская, имитируют удар топором, произносят «Ух!»
«Шарик сдувается»
Дети стоят. Руки раскинуты в сторону. Вдох. Медленно сводим руки вперед, выдыхая воздух на звук «С».
«Колесо сдувается»
Дети стоят. Руки вытянуты перед собой, медленно поднимаем вверх, вдыхая. Медленно опускаем руки вниз, выдыхая воздух на звук «Ш».
«Комарик садится на цветочек»
Дети стоят. Руки вытянуты в стороны. Медленно поднимаем вверх, вдыхая. Медленно опускаем руки вниз через стороны, выдыхая воздух на звук «3».
«Пароход и пароходик»
Дети произносят звук «У», по знаку педагога имитируя океанский лайнер (низкий звук) или маленький пароходик (высокий звук).
«Шмель и пчёлка»
Дети произносят звук «Ж», по знаку педагога меняют высоту, подражая жужжанию большого шмеля (низко) или маленькой пчелки (высоко).
«Паровоз»
Дети изображают голосом гудение паровоза- «ТУ…» Сначала тихо, издалека, потом громче- поезд приближается. Очень громко….Потом опять затихая- поезд удаляется.
«Аукаем в лесу»
Представим, что мы заблудились в лесу. Кричим «АУ!» - сначала тихо, потом громче и громче. Выполнить как можно больше вариантов усиления звука.
«Кошкин дом»
Играем в сказку. Кричим слово «Пожар!» Представить, куда летит слово, летит, как мяч.
«Мячик сдувается»
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Глубокий вдох. Опускаем руки, медленно выдыхая на слоги МУМ-МЭМ- МОМ-МАМ-МИМ- МЫМ.
«Шарик летит»
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки раскинуты в стороны ладонями вверх. Представляем, что на одной руке лежит воздушный шарик. Перебрасываем его мысленно на другую руку, сопровождая взглядом на слоги МУ-МУ- МУМ, МО-МО-МОМ, МА- МА- МАМ и т. д. Один перелет шарика- один вдох, один выдох. Первые 2 слога произносятся длинно (подготовка к броску, третий слог -коротко (сам бросок).