Нина Погорелая
Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность к овладению грамотой не формируется самостоятельно. Зачастую это связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей положительной мотивации и формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Публикация «Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Как показала практика, использование игровых приемов улучшает результаты коррекционно-образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
Использование игровых методов и приемов позволяет решить сразу несколько задач:
1 Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты.
2 Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
3 Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
4 Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
5 Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
6 Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные виды деятельности детей.
Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала. На занятиях по обучению грамоте мною используются различные дидактические игры и упражнения, которые создают эмоциональный настрой у детей, способствуют улучшению речевой деятельности, обеспечивают максимальный развивающий эффект.
Использование дидактических игр и упражнений представляю на примере занятия по обучению грамоте в логопедической группе для детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. (см. презентацию)
Главная задача - научить детей осмысленному, а не механическому чтению, поэтому надо учить детей мыслить логически при изучении букв, фантазировать, конструировать, сравнивать. Стараясь помочь детям быстрее запомнить буквы, я предлагаю им упрощенный объемно-образный алфавит:
1. Буквочки - колеса: О, С, З, Ф, Ю.
2. Лестницы: Н, Е.
3. Заборы: Ш, Щ, Ц, И.
4. Ракеты: Л, Д, А.
5. Ворота: П, М.
6. Грбок, молоток: Г, Т.
7. Жучки, паучки: Ж, Х.
8. Рогатые буквочки: К, Ч, У.
9. Построенные буквочки: Б, Р, В, Я.
Во время ежедневной игры в буквы предлагаю детям выкладывать их из палочек, из крупы (перловка, рис, гречка, лепить из пластилина, обрывать из бумаги, конструировать из веревочки, "оживлять". Для осмысленного усвоения букв, даю задания на сравнение букв с окружающими предметами:
"О" - бублик, колесо, остров, обруч и т. д.
"П" - дверной проем, перекладина, спинка стула, боковины стола и т. д.
"А" - ракета, акробат, лесенка стремянка, конец карандаша и т. д.
Примерные варианты игровых заданий могут быть такими:
1. На что похожа буква? Почему?
2. Найди букву в окружающих предметах.
3. Построй букву из палочек, из любого материала, нарисуй или вылепи.
4. Сконструируй из одной буквы другую (П-М, (О-Ф) и т. д.
5. Фокусы с буквами (закрыть часть буквы листком бумаги, чтобы получилась другая буква (В-З, Д-Л, П-Г) .
6. Конструирование букв из пальцев или частей тела.
7. Рисование картинок из букв.
Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.