ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Игровые приемы развития моторки у детей с ТМНР как важнейший элемент подготовки к вхождению в социум
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика представляет собой способность выполнять точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, её умений, то есть мелкой моторики. По умелости детских рук можно сделать вывод об особенностях развития нервной системы и головного мозга. Как вы знаете, мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Особую роль развитие мелкой моторики играет в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Публикация «Игровые приемы развития моторки у детей с ТМНР как важнейший элемент подготовки к вхождению в социум» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Предметно – практическая деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с ТМНР уже на начальных этапах становления их деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития. Успехи в обучении неразрывно связано с правильным развитием зрительно-моторной координации и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому я предлагаю упражнения на нанизывание. Это игры собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. С их помощью совершенствуются движение кисти, пальцев. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину, качество предметов (твердые, мягкие, легкие, тяжелые. Предметы падают и издают звук, стук. На занятиях по развитию мелкой моторики рук ребенок затрудняется в выполнении таких упражнений как:
Игры с различные застежками, сортерами, «бомбошками»,
закрывание отверстий различной конфигурации; игрушки вкладыши
игры с мозаикой;
игры с мелкими и крупными предметами (бусинами, пуговицами, камушками, природным материалом, фасолью) и т. д.
нанизывание колец (даже с большим диаметром) на стержень пирамиды, на шнурок;
проталкивание предметов в емкость с отверстиями;
выстраивание башенки и дорожки из кубиков;
раскручивание и закручивание крышек, пробок;
изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
Развитие мелкой моторики у обучающегося с ТМНР в моей работе проходит не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и на других учебных предметах (ИЗО, профильный труд, музыка).
Свою работу я начала с выявления у моего подопечного зоны актуального развития. Занятия с ним я провожу в основном в форме «рука в руку». Каждое занятие, я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой.
В связи с тем, что ребенок быстро утомляется, часто отвлекается, вношу в занятие много игровых моментов, связанных с любимыми игрушками, озвучиваю их, меняю интонации. Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:
пальчиковые игры;
дидактические игры и упражнения;
практическая деятельность.
Очень важно, по моему мнению, соблюдать требования к организации работы:
Длительность.
Учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности.
Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
Многократное повторение.
Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки).
Ребёнку предлагается показ, совместные действия, инструкция.
Обязательное поощрение ребёнка
Для детей с особенностями в развитии характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивных действий, неполное фрагментарное восприятие окружающего мира. Они не умеют самостоятельно организовать игровую деятельность.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
скованностью движений и замедленным их темпом;
неловкостью, угловатостью;
отсутствием гибкости и плавности;
недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
отсутствием направленности на результат;
нарушением координации движений;
гиперкинезией, синкинезией, тремором.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
Овладеть навыками, рисования, предметно-практической деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в практической жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира.