Папки-передвижки

Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста

Наталья Кротова
Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста

Раннее детство является очень коротким периодом в жизни человека. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Развитие ребенка в данный период – это мощный и надежный фундамент, который поможет в будущем чувствовать уверенность в своих силах – и в учебе, и в повседневной жизни.

Лев Семенович Выготский писал, что ранний возраст сензитивен во всем. Поэтому на педагогах лежит большая ответственность. И чем меньше ребенок, тем более профессиональными должны быть кадры, работающие с ним. Необходимо обладать не только психологической наблюдательностью, владеть диагностическими методиками, но и знаниями психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений. Вовремя определить проблемы в социально-коммуникативном развитии ребенка и помочь преодолеть их – важнейшая задача педагога.

Публикация «Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально- коммуникативного развития являются :

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Обратим внимание на два основных понятия, составляющих феномен «социально-коммуникативное развитие» : социализация и коммуникативное развитие.

Исследуя проблему социализации дошкольника в семье и образовательном учреждении, Н. А. Вальнер ввела термин «дошкольная социализация», под которым понимается развитие, подразумевающее усвоение культурно-исторического опыта, семейных традиций, овладение коммуникативными умениями, оценкой собственной и совместной деятельности.

Целью социализации дошкольников является построение отношений с окружающим миром, основой которого является согласование своих стремлений со стремлениями других, объективные закономерности развития природных и социальных систем, взаимодействующих с ними.

Коммуникативное развитие – длительный, цикличный и качественно неоднородный процесс, который происходит через постепенную смену форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, внутри которых происходит становление и развитие коммуникативных умений и навыков (М. И. Лисина).

Сегодня возникает необходимость поиска и соответственно выбора наиболее оптимальных путей социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Данная проблема достаточно актуальна, потому что до недавнего времени большее внимание уделялось дошкольному возрасту – среднему, старшему, нежели раннему.

Считаем целесообразным познакомиться с игровыми приемами, направленными на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста.

Прежде всего, разберемся, что же такое «игровые приемы»?

Игровые приемы – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Любые игровые приемы обладают типичными признаками, прежде всего, для них характерно наличие игровой задачи, а также игровых действий.

Игровая задача – это определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия.

Игровые действия, с помощью которых и решаются игровые задачи.

Приведем примеры игровых приемов, которые можно использовать для детей раннего возраста с целью их социально-коммуникативного развития.

Например, для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками можно использовать игровой прием «Вместе весело танцуем».

Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. Взрослый напевает песенку:

Маша любит танцевать, ножкою притопывать.

Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины, берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится вместе с ребенком. Затем предлагается детям взяться за руки и всем вместе покружиться и спеть.

На первый взгляд совершенно обычный прием, но следует понимать, что только создание благоприятной атмосферы, включение всех детей в игровой процесс обеспечит полноценное взаимодействие детей друг с другом.

Для становления самостоятельности, саморегуляции собственных действий у детей раннего возраста рекомендуется игровой прием ««Наглядные напоминания».

Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки». Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не его контролируют, а он сам вспоминает. Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание – нарисуйте новую. Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе! Примеры напоминаний: рисунки «как собрать игрушки», «как почистить зубы».

Усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе можно реализовывать с помощью игрового приема «Утешение».

Педагог предлагает несколько ситуаций, где дети находят путь их решений. Например :

- Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.

- Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

- Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.

Для развития эмоциональной отзывчивости рекомендуем применять игровой прием «Спаси птенца».

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

С целью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации можно использовать игровой прием «Накроем праздничный стол».

Педагог сообщает о том, что сегодня у бабушки день рождения, поэтому мы должны ей помочь, накрыть праздничный стол. Детям даются поручения – постелить скатерть, поставить салфетки, разложить чашки, тарелки и т. д.

Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества рекомендуется использовать игровой прием «Поможем детскому саду».

Педагог говорит детям о том, что детский сад большой, малышей много в нем, иногда не успеют работники что-то сделать. И нужно друг другу помогать. Поэтому предлагается одним детям – вытереть игрушки влажной тряпочкой, другим – дать веник, с третьими – пойти поливать цветы и др.

С целью формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно применять игровой прием «Как сделать правильно?».

Сюда можно включить использование ИКТ-технологий. Показать детям небольшой видеоролик 1-2 минуты, демонстрирующий хорошее и плохое поведение. Педагог после просмотра рассказывает детям, что та делать можно, а так ни в коме случае нельзя.

Игровых приемов для социально-коммуникативного развития существует огромное количество. Педагогу дается широкий диапазон возможностей для творчества и фантазии. Но обязательным условием является соответствие этих игровых приемов возможностям детей раннего возраста.

Таким образом, из выше сказанного очевидной становится актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Чтобы обеспечить гармоничность процесса социально-коммуникативного развития детей раннего возраста, педагогу необходимо методически грамотно подходить к выбору содержания игровых приемов, соответствующих возрасту и особенностям раннего возраста, а также к организации непосредственно игровой ситуации.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2021 в 20:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кротова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД