Марина Александровна Лукомская
Игровые микросоциумы как инструментарий развития и оценки технических способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Новому поколению детей недостаточно находиться в среде, предложенной только взрослыми; они хотят активно участвовать в создании комфортной среды, отвечающей их значительно возросшим потребностям, для реализации которых теперь им нужна техносреда, цифровая среда, разные виды современных конструкторов, полифункциональные, легко трансформируемые модули.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра носит развёрнутый характер и обеспечивает «перетекание» одного игрового пространства в другое средствами конструирования. Мы знаем, насколько близки сюжетно-ролевые и конструктивные игры: их объединяет игровой замысел, заимствованный из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности.
Публикация «Игровые микросоциумы как инструментарий развития и оценки технических способностей детей» размещена в разделах
Знакомство с программой «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» (авторы Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.) привело нас к созданию новых условий для развития технического творчества детей во взаимосвязи с творческой игрой и естествознанием.
Важным значением для социализации ребенка, становления его как личности и формирования предпосылок к выбору определённой профессии в будущем обладают микросоциумы.
Микросоциумы – пространство игровой деятельности, созданное руками детей и объединенное общим сюжетом.
Для малышей пространство детской «кухни» или «спальни» – это маленький «микросоциум», который они выстраивают под свои незамысловатые игровые потребности. Дети подготовительной группы строят многоступенчатые игровые социальные микромиры. Это может быть деловой центр с парковками и зеленой зоной, завод с ландшафтным дизайном и сферой услуг на его территории: столовой, прачечной, гаражом со спецтехникой.
Причем, создавая завод, дети могут вначале и не предполагать, сколько отдельных микросоциумов будет на его территории. Все будет зависеть от желания детей, их социального опыта и воспитателя, ведь чем больше дети знают о заводе, который они строят, о смежных хозяйствах на его территории, тем более интересная и многофункциональная будет постройка.
Такие игровые микросоциумы могут разрастаться в высоту, в ширину, занимая большое пространство в группе, а также требуя много времени на их постройки и обыгрывания.
Для этого дети используют всё пространство группового помещения: модули для настольного конструирования, напольные конструкторы.
В результате взаимодействия в микросоциумах у детей расширяются и систематизируются представления о различных видах труда взрослых, о современных профессиях, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека, формируются представления о видах производственного труда.
Невозможно представить образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результата. Необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми. Работа по программе «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» подтолкнула нас к разработке специального диагностического материала.
Нашим педагогическим коллективом была разработана авторская диагностика, включающая в себя индивидуальные карты уровня развития представлений и умений детей старшего дошкольного возраста в области технического творчества. Для оценки мы решили использовать микросоциумы.
Цель диагностики – выявление у воспитанников старшего дошкольного возраста уровня сформированности представлений и умений в области технического творчества.
Условия проведения диагностики: во время реализации технологии (этапов) непосредственно образовательной деятельности (НОД) с использованием конструкторов и образовательной робототехники, а также в процессе создания и обыгрывания детьми игровых микросоциумов.
Для определения уровня освоения воспитанниками сформированности представлений и умений в области технического творчества были установлены два критерия: развитие технологических умений и формирование представлений об инженерных специальностях.
При проведении диагностики мы используем такие методы, как наблюдение, диагностическое задание, анализ продукта детской деятельности.
Уровень развития технологических умений воспитанников мы можем увидеть с помощью совместной деятельности по созданию, конструированию моделей с использованием различных материалов. При создании микросоциумов ребенок осуществляет технический анализ, оценку постройки, использует результаты совместной деятельности. Это также является одним из показателей разработанной диагностики.
Следующий показатель нашей диагностики – степень участия воспитанников в создании предметно-пространственной техносреды группы и детского сада, в размещении созданных технических объектов. С помощью микросоциумов мы можем наблюдать, как ребенок использует созданные конструкции в совместной игровой деятельности с детьми и взрослыми.
При создании микросоциумов дети поэтапно разрабатывают «техническую документацию» : простейшие карты-схемы, графики, алгоритмы действий, заносят их в инженерную книгу, используют символьный материал. Это является обязательным этапом технологии.
Результаты педагогической диагностики используются для планирования мероприятий с учетом индивидуальных особенностей детей.
Уникальность такой диагностики заключается в том, что педагог может увидеть уровень сформированности представлений и умений детей старшего дошкольного возраста в области технического творчества в естественных условиях. В процессе игры в самостоятельно созданном микросоциуме ребенок не замечает, что является объектом наблюдения педагога.