Нина Митрофанова
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
▼ Скачать
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Предпосылкой для формирования полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе является своевременное овладение правильной речью. Исследования физиологов доказали, что существует взаимосвязь между развитием движений и формированием функций мозга, в том числе и развитием речи.
Публикация «Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей» размещена в разделах
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т. Н. Андриевской, Л. В. Антаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в речевом и психофизическом развитии ребёнка.
Рекомендуется начинать работу по развитию мелкой моторики с 2 месяцев. В этом возрасте можно потягивать пальчики малыша, движения должны быть очень легкими и нежными; осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. Также очень хорошо использовать массажные шарики.
В 4-5 месяцев для массажа рекомендуется использовать крупные массажные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладонями и покрутить.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляется прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения). Полезно сопровождать движения речью, особенно стихами, т. к. создается определенный ритм, эмоциональный положительный настрой.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения "Ладушки", "Сорока - белобока".
Детям от 1 года до 3 лет, можно предложить пирамидки разных размеров, цветов и форм из 4-6 колец. Игры с пирамидками развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. С помощью колец от пирамидки можно закрепить основные цвета, числа, ввести понятия «больше - меньше».
Кубики – удобный строительный материал, прекрасное наглядное пособие для запоминания цветов, названий форм, названий предметов.
Игрушки-коробки развивают мелкую моторику пальцев, учат брать предмет из любого положения, способствуют развитию координаций движения, развитию понимания речи и познавательных способностей.
Заводные игрушки развивают не только мелкую моторику у ребенка, но и способствуют сосредоточению внимания и развитию познавательных процессов.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен).
В 2, 5 года и старше детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц; завязывание и развязывание узлов. Предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.
Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком. Дети с удовольствием погружают руки в песок, оставляют отпечатки ладоней, геометрических форм, сооружают целые города, рисуют, пишут буквы на нем.
Игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри.
Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, рисовать, конструировать, собирать мозаику.
Прищепки – очень любопытная игра, и хорошая гимнастика для ручек. Самая простая игра – это надевание прищепок на веревку.
Пальчиковые игры в дошкольном возрасте занимают важное место в формировании мелкой моторики. Все движения должны сопровождаться речью.
ПАРОХОД
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх)
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить)
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Кроме того, огромное количество простых повседневных дел – застегнуть, а, может быть, даже и пришить оторванные пуговицы, справиться с непослушными шнурками, помыть посуду, завернуть гайку, вырезать сложную фигуру из бумаги – отлично готовят руку ребенка к письму. Так, не занимаясь непосредственно письмом, вы начинаете готовить ребенка к этому сложному действию.
Еще одна важная форма работы для детей 4 летнего возраста – графические упражнения, которые помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают чувствовать границы фигуры.
При подготовке руки к письму необходимо обращать внимание, при выполнении ребенком графических работ, на правильное положение тетради и карандаша. Следует помнить, что неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, отчего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшается. Если у ребенка не сформирован 3-пальцевый захват, можно использовать специальные насадки на пишущие предметы, которые помогут ребенку правильно держать ручку или карандаш.
Данная последовательность игровых методов подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.