Никифорова Наталия
Игровые маркеры как условие развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого с детьми. При этом ознакомление с окружающим осуществляется при активном участии детей в труде взрослых (дети помогают воспитателю наливать воду для птички и насыпают зерна или – врачу раздавать витамины); таким образом, у них формируются игровые способы действия.
Публикация «Игровые маркеры как условие развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
В игру вводятся игрушки разной степени обобщенности: реалистические, условные, предметы-заместители, действия с воображаемыми предметами. Большое значение авторы придают организации игровой среды. Игровые уголки оснащаются игрушками – мебелью, кубами с отверстиями и вкладышами, которые используются в разных значениях: как стол, стул, паровоз, корабль и т. д. На поведение детей в процессе игры оказывают влияние и косвенные методы руководства: игровые ситуации, проблемные вопросы, реплики: «кукла голодная», «ежик устал, хочет спать».
Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый маркер пространства воображаемого мира.
Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре может быть макет –уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического –сказочного).
В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, т. е. тематический многозначный (условно – обобщенный) маркер игрового пространства.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа :
Макеты – модели – представляющие собой уменьшенные целостные объекты;
Макеты – карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих его объектов.
Макет – модель представляет собой плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями в соответствии с сюжетом (здания, светофоры, а дополнениями служат персонажи и событийные предметы, «жизненно важные» атрибуты, которые дети расставляют по своему желанию.
Например: макет – модель «Русская изба» - изба деревянная, из бревнышек, крыша - пластик.
Сюжетообразующие предметы :
- маркеры пространства (2 комнаты, печь, стол, кровать, сундук);
- предметы – фигурки (кукла – мама, кукла – папа, кукла – дочь);
- предметы, обозначающие события (фото в рамках, одежда в сундуке, посуда).
Макет – карта – представляет большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов с несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» – представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это наши традиционные уголки.
Маркеры дают возможность рационально использовать пространство групповой комнаты, сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер группы. Маркеры легко трансформируются, дети легко могут их перестроить (вариативны) в зависимости от сюжета в игре.
Для их изготовления используются современные, доступные и безопасные для детей материалы : пластик разных размеров, ткань и наклейки, и получается многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Маркеры обыгрываются, дополняются предметами, атрибутами.