Корнева Юлия Фуатовна
Игровой тренинг для родителей детей подготовительной группы «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы!
Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы вы также в этом активно участвовали.
Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил.
Почему важно развивать речь детей?
Публикация «Игровой тренинг для родителей детей подготовительной группы „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
Речь - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Готовя детей к обучению в школе, мы должны прежде всего, научить их думать. А развивая ребёнка, мы развиваем и его мышление.
Что включает в себя работа по развитию речи?
Я приготовила для вас шпаргалки, чтобы Вы могли конкретно увидеть, как можно, и нужно, развивать речь детей.
Направления в развитии речи детей :
• Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие внимания (зрительного, слухового).
• Развитие памяти.
• Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики).
• Формирование навыков связной речи.
• Развитие мышления.
Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку.
Сегодняшняя наша встреча пройдё т под девизом:
«Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь».
Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.
Коррекция звукопроизношения.
Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.
Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» - звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].
Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.
Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.
Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.
Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.
Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.
«Какой звук есть во всех словах?»
«Кружок»
Развитие внимания
Процесс учения невозможен без такого качества, как внимание. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Говоря о развитии речи нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.
Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей.
«Послушай и повтори»
«Четыре стихии»
«Пожалуйста»
«Сыщики»
Развитие памяти.
Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито.
«Запомни»
«Хитрый предмет»
Развитие мелкой моторики.
Развитие речи очень тесно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика – движения пальцев рук.
Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение, находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей.
Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно.
Как в домашних условиях развивать мелкую моторику?
Предложите ребё нку:
• Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки).
• Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.
• Пальчиковые игры и упражнения.
• Массаж кистей и пальцев рук.
Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков.
Массаж кистей и пальцев рук.
Растирание ладони
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Кулачки» - Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)
Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём.
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки, покручиваем влево - вправо по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Болтушка» - Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу.
Упражнения для пальчиков.
1. «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
2. «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху, а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
3. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
4. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
5. «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.
Формирование навыков связной речи.
Речь – это показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи. Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.
Как Вы можете помочь своему ребёнку?
• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
• Читайте художественные произведения.
• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.
• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Развитие мышления.
Уровень развития речи определяет уровень развития мышления.
«Что чем будет?»
«Отвечай быстро»
В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.
Успехов Вам и терпения!