Наталья Басина
Консультация для родителей «Развиваем речь детей с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь – важное условие развитие речи ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познание окружающего мира, содержании и полноценное отношение со сверстниками и взрослыми.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь ребёнка необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо, успешно это осуществлять с помощью дидактической игры.
Необходимость использования дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети обучаются, играючи заметили известные и великие педагоги. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам. Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,
от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Несомненно, дидактическая игра является мощнейшим средством для развития речи детей ёще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особенных знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. В свободное время и в занятия можно включать речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонематические, лексические, грамматические игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру.
Некоторые игры и занятия начинаются с артикуляционной гимнастики, проговаривание всевозможных чистоговорок, скороговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Для того чтобы развить звуковое восприятие слова и речевой слух ребё нка проводятся такие игры: «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно передать значение слова соседу.
Для того чтобы расширять и обогащать словарный запас разными формами речи синонимами и антонимами используются лексико – грамматические игры: «Назови три слова», «Кто кем хочет стать», «Что вы видете во круг?», «Скажи какое?».
Научить детей пересказывать и составлять рассказы помогут такие игры : «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки».
Ознакомление ребят с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»).
Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? К а ка я? Какое?»). Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»).
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать, можно предложить детям игры с развитием воображения, что помогает охарактеризовать что либо или кого либо.
Игры беседы, в основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка.
Таким образом, использование дидактических игр, способствуют и развитию речевой активности детей, повышают результативность коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло и радостно, без принуждения.