Ольга Афанасьева
Игровой практикум для родителей «Путешествие в страну «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение знаний родителей в вопросах развития речи детей среднего дошкольного возраста; включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Публикация «Игровой практикум для родителей „Путешествие в страну „Развитие речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: формирование знаний родителей в области развития речи детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации общих игр; овладение родителями игровыми приемами развития речи.
План проведения.
1. Вступительное слово (введение в проблему, создание игровой ситуации);
2. Деловая игра «Познавательное путешествие»;
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя, ребенок учиться и познаёт мир.
Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, в нашем непростом мире, полном дел и забот, не остаётся времени на своего ребенка. И всетаки родители обязаны находить время и возможность для того, чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня я предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по стране «Развитие речи».
Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну «Развитие речи». (звучит фонограмма с записью звука машин, после остановки на каждой остановке).
ПЕРВАЯ остановка - это артикуляционная гимнастика.
Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение и чтобы таковое было у ребенка, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении, что способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для быстрой речи. Результата можно добиться за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Занимаясь дома с ребенком самостоятельно, вы поможете ему быстрее освоить звукопроизношение. Главное соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. Подбирать артикуляционный комплекс необходимо соответственно возрасту и возможностям ребенка.
Гимнастика даст свои результаты, если будет учитываться ряд правил.
Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения в виде игры.
Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Это закрепляет вырабатываемые у детей навыки. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не нужно предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения делаются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Отбирая упражнения для артикуляционной гимнастики, надо соблюдать определенную последовательность, начинать с простых упражнений, постепенно усложняя. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым должно быть только одно, второе и третье служат для повторения и закрепления. Если у ребенка не получается выполнять какое-либо упражнение достаточно хорошо, не нужно вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Выполнять артикуляционную гимнастику нужно сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно следить за правильностью выполнения упражнений. Поэтому занятия проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Сейчас я предлагаю вам выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений.
1. «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
4. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
5. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
-Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
ВТОРАЯ остановка - пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для детей.
Пальчиковые игры способствуют:
- развитию мелкой моторики, а значит и речи;
- развитию координации движений;
- подготовке руки к письму;
- расширению словарного запаса;
- развитию внимания, памяти, воображения;
- снятию эмоционального и умственного напряжения;
Общие рекомендации для родителей по проведению пальчиковой гимнастики:
- перед игрой создайте позитивный настрой;
- игра должна приносить удовольствие и вам и ребенку;
- дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
- не играйте больше 5 минут подряд;
- не старайтесь выучить как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
- желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.
Приготовьте ваши руки, давайте поиграем!
«Пальцы гуляют»
(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)
Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.
«Наше тело»
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)
«Новый год»
Перед нами ё лочка:
(Показывают «ёлочку» : руки, согнутые в локтях, перед собой, пальцы рук переплетены, большие пальцы поднятые вверх, - верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки,
(Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы)
Шарики, фонарики,
(Показывают «шарики» - ладошка «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»- так же сложенные ладошки обращены вниз)
Зайчики и свечки,
(Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами)
Звёзды, человечки.
(Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз)
Остановка «Игровая»
На остановке «Игровая» я хочу раскрыть перед вами значение дидактических игр в обучении и воспитании детей и подчеркнуть, что в таких играх у ребят развивается не только психические процессы (мышление, память, речь, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, дружба и другие. Желательно, чтобы дети играли помимо детского сада еще и дома, в семье. Тем более подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому важно помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей.
Когда вы долго едите в машине, автобусе, не теряйте время и поиграйте с ребенком. Например, «Где этот предмет должен находиться в доме?», «Что мы купим в магазине?», «Для чего нужен этот предмет?».
Время проходит незаметно, а самое главное, с большой пользой для обоих. И ребенок незаметно для себя учится думать, говорить, общаться.
Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, пока вы готовите обед, поиграть так: ребенок должен назвать и описать продукты, из которых вы готовите. Также можно загадать загадку, о каком – либо предмете на кухне, выделяя главный признак предмета – его качество. Ребенок находит этот предмет или наоборот: ребенок загадывает, а мама отгадывает. Эта игра не мешает матери готовить обед. Сколько полезных задач решено! Вы радуетесь, и незаметно для малыша многому его обучаете.
Также, по дороге в детский сад, или из детского сада, обратите внимание на красоту природы и поиграйте в такие игры: «Когда это бывает?», «Найди такой же?», «С какого дерева листок?» и т. д.
Поиграйте с детьми в словесные игры, которые проводятся не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, узкое, высокое, низкое)», «А что потом?».
Таким образом, у детей постоянно накапливаются качества логического мышления. И этому во многом способствуют дидактические игры.
Советуем обращать внимание и на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Иногда ребят привлекает в игрушке ее новизна. Удовлетворяя просьбы своих детей, родители приобретают для забавы и развлечений все новые и новые игрушки. Воспитывать интерес к игрушкам можно с помощью дидактической игры: «Из чего и кем сделано?». Предложите ребенку разложить все игрушки на полу. Спросить у сына (дочки) – «Как ты думаешь, из чего они сделаны, из какого материала?». Если ребенок затрудняется отвечать, то надо ему помочь. Рассказать, как много людей трудилось, чтобы сделать такую машину, робота и т. д. Предложить ему игру, например: «Деревянные игрушки – справа, мягкие – слева, металлические – перед собой.
В ходе игры у ребенка развивается внимание, наблюдательность, сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, формируется бережное отношение к ним. А также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Родителям предлагается подобрать как можно больше слов к слову ЁЛКА, ЗИМА – передавая мяч друг другу.
Игра «Один – много»
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Одна шапка - много шапок и так далее.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Ход: Называете овощ (фрукт, животное, одежду и т. д.). От него нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.
Остановка «Конечная»
Наше путешествие закончилось.
Сегодня мы с вами еще раз подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку.
При стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку. Благодаря речи, дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для формирования личности ребенка.
Выскажите ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Обратная связь:
- Интересна ли Вам сегодняшняя встреча?
- Что нового Вы узнали?
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Чему могут научить ребенка дидактические игры по развитию речи?
- Ваши пожелания на следующее собрание.
Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили Ваше внимание на то, что в детском саду и дома необходимо проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, цель которых помочь детям обогатить словарный запас, развивать связную речь и речевое творчество.
Спасибо за внимание.