Ильмира Османова
Игровой массаж как средство воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Поэтому обоснованием наиболее эффективных средств для оздоровления детей является актуальной проблемой.
К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях роль игрового массажа значительно уменьшается, ведь организм ребенка все время развивается и по характеру своих реакций на различные внешние воздействия отличается от организма взрослого человека.
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. Детский игровой массаж влияет на физическое и психическое развитие ребенка, стимулирует прирост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубоко лежащих тканей. Укрепляя организм ребенка и способствуя бурному развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
Использование игрового массажа с детьми дошкольного возраста будет способствовать сохранению и укреплению их психического и физического здоровья, а также к воспитанию основ ведения здорового образа жизни.
Большой вклад в разработку методики проведения игрового массажа внесли А. А. Остроумов, В. А. Манасеин, С. П. Боткин, А. А. Вельяминов и др.
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение основных объемов информации, выделение фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы создаются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научно обоснованных принципах, последовательности режимных процессов, их продолжительности, рациональном питании, двигательном режиме, закаливании - их проведение и формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок с объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, то есть научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем - и в период обучения в школе, и после непрерывно на протяжении все его жизни.
В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. Как целевой ориентир показателем результативности и качества образования детей рассматриваются начальные компетентности ребенка – интеграционно-личностные характеристики, определяющие его способность к решению различных доступных жизненных программ. В системе основополагающих ключевых компетенций дошкольников выделяют начальные ключевые и начальные специальные компетентности.
И. М. Воротилкина отмечает, что в структуре начальных ключевых компетенций на первом месте находится начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержкой, укреплением и сохранением здоровья. Под «культурой здоровья» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и хранить его; валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с предоставлением элементарной медицинской, психологической самодиагностики и самопомощи.
Таким образом, привлечение дошкольников к основам здорового образа жизни можно представить в следующей последовательности: валеологические знания практические умения начальная здоровьесберегающая комптетентность.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что привлекать дошкольников к здоровому образу жизни нужно, начиная с самого раннего возраста. Это привлечение должно проходить через все виды детской деятельности.
Особую роль в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни играет физкультурно-оздоровительная работа. Одним из компонентов этой работы является игровой массаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку осознать свой организм и укрепить свое здоровье.
Массаж – научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.
Детский массаж выделяется как особый вид массажа, поскольку способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.
Методики, разработанные известными специалистами российской педиатрии (в первую очередь А. Ф. Туром, его учениками и последователями, уже много лет успешно применяются в детских медицинских и оздоровительных учреждениях, практический опыт, накопленный за долгие годы, и последние научные исследования позволяют считать массаж эффективным и, что очень важно, безопасным средством профилактики и лечения большого числа заболеваний, коррекции нарушений развития опорно-двигательной и нервной систем.
В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, такими как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, а также в целях воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно-оздоровительной работы ДОУ детский игровой массаж [3].
Свою работу мы начали с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка группы, уровня его психического и физического развития, наличия заболеваний, при которых показан или противопоказан массаж.
Поскольку массаж должен проводить специалист, мы решили применять точечный массаж, которым могут овладеть как взрослые, так и дети.
Точечный самомассаж – это нажатие подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприорецептивних точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, имея возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» с собственным телом в игровой ситуации и мнимым проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, носу и ушах, а также на пальцах рук.
В своей работе мы широко используем так называемую «Гимнастику маленьких волшебников». При проведении такой гимнастики происходит целенаправленное нажатие на биологически активные точки. Ребенок в этой гимнастике не просто «работает» - он играет, лепит, разминает, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, влияет на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто прекрасное, развивает в ребенке положительное ценностное отношение к собственному телу.
В процессе работы используется игровой метод обучения массажа по методике специального закаливания детей А. Уманской и К. Динейка. Обучение простым массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж сами, одновременно представая персонажами сказки, развлечения, путешествия. Они бывают и лисичкой, и снеговиком, и петушком, и веселой лягушкой. Дети закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую моторику пальцев рук.
При проведении массажа детей учатся не нажимать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
В своей практике я использую следующие виды массажа :
массаж стоп : ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам; самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках»); катание стопами различных предметов (гимнастической палки, массажного мяча, орехов, специальных тренажеров).
массаж рук и пальцев рук : самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»; пальчиковая гимнастика; массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов; ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки);
массаж спины : игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»; массаж специальными и самодельными массажерами; массаж гимнастическими палками; массаж при выполнении перекатов на спине «качалочки» вперед - назад, в стороны; упражнения на мяче (большом);
массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды) : игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем себя», «Снеговик» и др. ;
массаж тела и ног : игровой самомассаж «Лисичка», «Лягушки», «Мочалочка»; массаж специальными и самодельными массажерами; растирание массажными рукавицами; выполнения упражнений «Бревно», «Змея».
Для создания позитивного отношения к массажу в своей работе мы используем музыкальное сопровождение в виде песен (Рейки-рельсы, Мячик, Лошадка и др.). Песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение.
Таким образом, игровой массаж влияет на физическую подготовленность детей и способствует воспитанию у дошкольников основ здорового образа жизни. Значительное улучшение показателей будет происходить только в том случае, если игровой массаж будет носить не случайный характер, а прочно войдет в систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, будет осуществляться планово, целеустремленно и систематически на всех этапах физкультурно-оздоровительной работы.
Список литературы:
1. Абрамова Л. П. Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков для детей 2-4 лет / Л. П. Абрамова, Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М: Карапуз, 2003. – 37 с.
2. Аслан М. Массаж / М. Аслан – М. : Изд. :Кристина, 2007.– 77 с.
3. Банникова Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях / Л. П. Банникова. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. - 51 с.
4. Вейцман В. В. Детский массаж / В. В. Вейцман. - М. : Наука, 2001. - 152 с.
5. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / И. М. Воротилкина. - М. : Энас, 2006.– 144 с.
6. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет / И. С. Красикова. - СПб. : Корона-принт, 2003. - 336 с.