Светлана Дюднева
Игровой макет «В гостях у сказки «Маша и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я постоянно изучаю методическую литературу по использованию нетрадиционных подходов, способствующих решению многих вопросов и задач по воспитанию детей дошкольного возраста. Мое внимание привлекли макеты, так как они многофункциональны и их применение в работе носит разноплановый характер, что дает возможность решать многие задачи. Использование макетов отвечает принципу интеграции образовательных областей, способствует разностороннему развитию детей: творческого, познавательного мышления, способствует развитию речи, активизирует мелкую моторику рук. Это очень привлекательное игровое пространство для детей. Они учатся рассуждать, общаться, договариваться между собой, пополняют свой словарный запас, развивают свои артистические данные, учатся развертывать игровые сюжеты с персонажами, выполняя одну или несколько ролей, что способствует развитию инициативы как целеполагания и волевого участия.
Публикация «Игровой макет „В гостях у сказки „Маша и медведь“» размещена в разделах
Хочу поделиться опытом по созданию игрового макета по сказке «Маша и медведь». Для этого была проделана следующая работа.
Во-первых: На протяжении нескольких лет я собираю материал на тему развития речи детей посредством театрализованной деятельности. «Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, заставляет волноваться, сопереживать, в процессе этого создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать детей. Эта идея подтолкнула меня к тому, чтобы начать более глубокую работу в этой сфере; предметно-пространственная среда нашей группы постоянно пополняется всевозможными видами театров, атрибутами к театральным играм, развлечения. Дети очень любят заниматься театрализованной деятельностью как на занятиях, так и в свободной деятельности. К сожалению, проводя мониторинг, заметила, что многие дети слишком закрепощены, неуверенны в себе, слабо владеют средствами выразительности речи, грамматически неверно высказываются, боятся участвовать в групповой творческой деятельности, что может негативно сказаться на школьном обучении. Поэтому я решила использовать в своей работе игровые макеты, чтобы закрепить свою работу по развитию речи через театральную деятельность.
Во-вторых: Стала замечать, что после прочтения той или иной сказки и проведенной беседы, дети все чаще начинают обмениваться впечатлениями о прочитанном и в самостоятельной деятельности используют небольшие театрализованные постановки с различными игрушками, придумывают свои сюжеты по знакомым сказкам. Так пришла идея создать вместе с детьми такой макет сказки, где вовсе необязательно точно воспроизводить все предполагаемые в ней события. По инициативе детей может меняться сюжет и персонажи сказки, может придумываться совершенно другая сказка!
В-третьих: Постепенно я начала подготавливать и собирать материал для создания макета, методическую и художественную литературу по данной теме (сборники русских народных сказок, Нищеева Н. В. «Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации»/ Н. В. Нищеева//Детство-Пресс-2013. Ясвин В. А. ,Образовательная среда от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин//Москва. -2014г. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. //Организация сюжетных и режессерских игр в детском саду//, и др., а также использовала Интернет-ресурсы. Работа по созданию макета предполагала взаимодействие с родителями воспитанников, так как эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Я активно подключила родителей к подбору материалов для макета.
Игровой макет «В гостях у сказки «Маша и медведь»» предназначен для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет, может использоваться в индивидуальных играх в качестве обыгрывания известных русских народных сказок («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и других сказок, а также в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх и упражнениях в индивидуальной работе по развитию речи, навыков импровизации и творческого воображения (например, «Я начну, а ты придумай продолжение сказки…», «А что было бы, если Маша вместе с подружками пришла к домику медведя…» и другие выдуманные ситуации по сказкам). Макет также используется на занятиях по развитию речи, познавательному развитию (ознакомление с дикими животными нашего леса, в качестве мотивационного объекта для продуктивной деятельности детей по конструированию, рисованию и лепке.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАКЕТА
Для создания макета нам необходимо : коробка 45-25-35, обои, тонированная коричневая бумага, цветной картон, самоклеющаяся бумага, голографическая бумага, цветная бумага, клей, скотч, кусочки разных тканей, разнообразные коробочки из-под чайных пакетиков, игрушки Маши, Аленки, Кати, медведя и других диких животных, грибочков, трафареты деревьев.
1) Для изготовления я выбрала большую коробку из-под детских новогодних подарков, крышка у нее не съемная. Так как коробка большая, я разделила ее пополам. Первая часть – для изготовления интерьера избы медведя, а вторая – для изготовления лесной поляны, с деревьями, грибами и дикими животными.
2) Внутреннюю сторону первой половины коробки обклеиваем обоями, а внешнюю сторону по периметру обклеиваем коричневой тонированной под дерево бумагой. Закрепляем края при помощи скотча.
3) Из самоклеющейся бумаги выкладываем пол в избе. Далее, зеленой бумагой обклеиваем вторую половину коробки, лесную поляну. Из двусторонней зеленой бумаги вырезаем несколько полосок 8-3 см., с одной стороны делаем надрезы, а другой стороной приклеиваем на лесной полянке в разных местах. Получилась импровизированная травка.
4) Далее из цветной и голографической бумаги собираем окно с видом на лес и крепим на стене. Затем на палочку крепим шторку (тюль) и приклеиваем на окно. Из кусочков ткани собираем одежду для куколок (платочки на голову, платья, юбочки)
5) Из коробочек собираем необходимую мебель, обклеиваем ее самоклеющейся бумагой. Мы собрали мебель из деревянных заготовок, которые нам предоставили родители.
6) Наполняем избу игровыми атрибутами и сказочными героями.
7) Из плотного зеленого картона вырезаем двусторонние деревца и елочки; делаем прорези, собираем предметы в объемные фигуры. Наполняем вторую половину макета атрибутами лесной поляны. Выставляем фигурки диких животных и расставляем готовые грибочки.
Цель игрового макета «В гостях у сказки «Маша и медведь» : совершенствовать развитие речи детей 4-5 лет, их артистические качества.
Задачи: Образовательные: 1)Закрепить в самостоятельной игровой деятельности с макетом знания русских народных сказок; 2)формировать умение высказываться в форме небольшого рассуждения, используя грамматически правильную речь, логически верно выстраивать сюжет придуманной сказки; 3) содействовать усвоению правильного звукопроизношения и интонации в выражении той или иной выбранной роли.
Развивающие: 1) Продолжать развивать творческие способности детей, память, воображение, внимание; 2) Способствовать развитию инициативы, поисковой активности и стремление к новизне в процессе обыгрывания сказки; 3) Совершенствовать развитие просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация, артикуляционной моторики, артистических качеств детей.
Воспитательные: 1)Воспитывать интерес к театральной культуре, чуткость к художественному слову, желание использовать его в своей речи; 2)Совершенствовать дружеские, доброжелательные отношения друг с другом, умение работать в коллективе; 3) Продолжать формировать бережное отношение к игрушкам и предметам макета.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программы ДОО развивающая предметно-пространственная среда моей группы создана для развития индивидуальности каждого ребенка, способствует социально-культурному становлению каждого воспитанника и соответствует основным критериям РППС.
Игровой макет «В гостях у сказки «Маша и медведь» соответствует следующим критериям:
1) Содержательно-насыщенный. Макет соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Предметы макета используются в разных видах деятельности: на занятиях, в дидактических играх, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх, развивают мелкую моторику, воображение. Дети всегда получают возможность самовыражения, эмоционально-позитивный заряд во взаимодействии с предметами макета, могут долгое время проводить за игрой с макетом. Макет всегда пополняется новыми атрибутами, игрушками к новым сказкам.
2) Трансформируемость. Макет легко изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Его легко можно перенести не только взрослым, но и детям на любое место в группе, добавив или убрав любые предметы или игрушки, в соответствии с любой сказкой, поменяв сюжет игры.
3) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих макета, например, мебели, животных, кукол, деревьев. Их используют в разных видах деятельности детей: 1) на занятиях как обучающее пособие (счет на занятиях по ФЭМП, по развитию речи при пересказе сказок, закреплении названий диких лесных животных, в продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании (так как деревья разбираются из объемных в плоскостные, то их используют для обведения контуров на рисовании в виде трафаретов, съемные платья у кукол предполагают продуктивную деятельность детей по аппликации с составлением различных узоров на одежде куколок; лепка посуды и пирожков из теста и пластилина, конструирование новой мебели из бросового материала, коробочек, спичек, ниток, палочек и др.) 2)используют в театрализованной деятельности. 3) игровое пособие для самостоятельной деятельности детей в сюжетно-ролевых играх и режессерских играх.
4) Вариативность макета предполагает наличие в группе разнообразных материалов, игрушек для театрализованной деятельности, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала макета, появления новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность.
5) Доступность макета предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, свободный доступ детей к играм, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов.
6) Безопасность предполагает соответствие всех элементов макета требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Весь материал, из которого изготовлен макет, легок, нетоксичен, без острых углов, сертифицирован.
Использование данного макета имеет большое значение. При показе театра «Маша и медведь» с использованием макета игрушки словно оживают, начинают говорить, переносят детей в увлекательный мир сказок, восприятие детей обогащается новыми эмоциями, яркими впечатлениями. При самостоятельном показе у детей стала проявляться творческая фантазия и выдумка, начальный этап сочинительства. Возникают разнообразные игровые замыслы, инициатива более застенчивых детей растет, дети договариваются между собой и стремятся к взаимопониманию. Сказки объединили детей, научили играть коллективно. С данным макетом обыгрываем сказки «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и др. В дальнейшей работе я буду продолжать использовать игровое макетирование на разные темы, так как благодаря этому появляется возможность решать многие задачи воспитания и обучения дошкольников.