Уютова Ольга
Конспект игрового квеста «Колесо времени» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Цель: формирование у дошкольников базисной личностной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.
Задачи:
-закрепить коммуникативные навыки в ходе общения детей со взрослыми и сверстниками;
-обогатить активный словарь посредством приобщения к словесному искусству;
- расширить представления о предметах, событиях;
- развить любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;
Публикация «Конспект игрового квеста „Колесо времени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Игровой кветс «Колесо истории» - путешествие команд дошкольников по карте, оформленной в виде колеса от телеги. Проходя по маршруту, участники попадают на станции, где «служители» им предлагают выполнить различные задания и продемонстрировать знания устного народного творчества, художественных промыслов, народных игр.
Участники: команды, состоящие из детей старшего возраста.
1. Станция «Быт, традиции»
Оборудование: предметы домашнего обихода (кадушка, кадка, ведро, коромысло, туесок, веретено, чугун, сковорода, ухват, сковородник, пахталка, прялка, решето, веник, рубель)
В комнате русского быта детей встречает бабушка Матрена.
Бабушка Матрена (кланяется): Добрый день, гости дорогие, Всех в свою избу приглашаю, душевно встречаю. Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь.
Бабушка Матрена показывает детям рубель.
Бабушка Матрена - А знаете, ребята, что это такое, как называется и для чего служит.
Дети высказывают свои предположения
Бабушка Матрена - Это рубель и служит он для глажения белья (показывает, как это делается и предлагает детям самим погладить0
Показывает картинки с изображением или предметы домашнего обихода.
Бабушка Матрена: А знаете, дети, как они называются эти предметы, для чего они служат?
Для хранения продуктов: кадка, кадушка, туесок
Для воды: ведра с коромыслом, ковш
Для приготовления пищи для людей, корма для скота: лохань, кадка, корыто, скалка, решето, пахталка, чугун, ухват, кочерга, сковородник, сковорода.
Для наведения порядка в избе: веник, валёк,
Для изготовления одежды: прялка, веретено.
Бабушка Матрена: Теперь я загадаю вам загадки. Посмотрим, как вы справитесь с заданием.
Загадки:
Смастерили из досок И надели поясок, И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (Бочка)
Стоит попадья Тремя поясами подпоясана. (Кадка)
Черный конь скачет в огонь (кочерга)
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (Ухват)
Черныш-загорыш, Куда поехал? – Молчи, кручено-верчено, Там же будешь. (Чугунок и горшок)
С ушами, да не слышит. (Ухват)
Стоит толстуха- Деревянное брюхо, железный поясок. (бочка)
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
Новая посуда вся в дырках. (Решето)
Три брата Пошли на речку купаться. Два купаются. Третий на берегу валяется, Искупались, вышли, На третьем повисли. (Коромысло с ведрами)
Вот каков Иван Пятаков- Сел на конь и поехал в огонь (Горшок на ухвате)
Из земли родился, На огонь крестился, На базар возили, По щекам колотили, на коня посадили, В самый пыл проводили (Глиняный горшок)
Сама дубовая, Опояска вязовая (кадушка)
За правильно отгаданную загадку дети получают жетон в виде колеса от телеги
Бабушка Матрена: Молодцы, ребята! Вот и время пришло нам прощаться, пора в путь-дороженьку собираться. А чтоб в дороге не заблудиться, даю вам карту заветную.
Вручает команде карту в форме колеса от телеги, где указано направление движения по станциям.
2. Станция «Русский народный костюм»
Бабушка Арина: Добро пожаловать, гости дорогие! Рада вас видеть у себя. Сядем рядком и поговорим ладком.
Бабушка обращает внимание детей на свою одежду.
Одежда бабушки: кофта, юбка, передник, платок, лапти.
Одежда внучки: рубашка, сарафан, бусы, сапожки, лента на голове.
Дети пытаются назвать предметы одежды бабушки, внучки. Бабушка уточняет, дополняет, уточняет, сообщает новые сведения
Бабушка Арина: А теперь для вас задание:
Отберите картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, которые носили женщины (мужчины)
Бабушка Арина: Молодцы, вы справились с испытанием. А теперь вам пора в путь. Всем добра я желаю. Прощайте!
За правильно выполненное задание дети получают жетон в виде колеса от телеги
3. Станция «Народная игрушка»
Бабушка Дарья: Добрый день, мой дорогие! Присаживайтесь. А посмотрите, что у меня в корзине. (достает самодельную куклу) Когда я была маленькой, то кукол мастерили всяких. Их шили из тряпочек. Лицо, когда пустое оставят, когда и углем намажут. А то «пальтушку» свернут, платок повяжут - вот и кукла!
Предлагаю вам своими руками изготовить куклу Кувадку. Это обереговая кукла. Она вешалась над колыбелью младенцев, оберегая их от злых духов.
Нам потребуются нитки, ножницы, лоскутки цветной ткани и белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы.
Сначала изготовим основу куклы. Для этого плотно скатаем кусок белой ткани. (рис. а)
Свернем пополам заготовку, зрительно поделим ее на 3 части. (рис. б)
Зафиксируем нитками голову, туловище, ноги. Затем изготовим руки.
4. Станция «Природа родного края
Оборудование: Картинки с изображением растения сада, огорода, цветника, характерные для Пензенского края, домашних и диких животных.
Бабушка- огородница: Здравствуйте, гости дорогие. Добро пожаловать! Рада видеть Вас в своей избе. А разговор наш пойдет о растениях, которые встречаются в наших огородах, садах.
А теперь для вас задание:
1 вариант: Отберите картинки с изображением растений нашего края, которые растут в лесу (в саду, на огороде).
2 вариант: Отгадайте загадку:
Растения огорода:
Расселась барыня на грядке. Одета в лучшие шелка. Мы для нее готовим кадки И соли крупной полмешка. (капуста)
Сидят бабы на грядках, Все в заплатках. Кто их тронет, Тот наплачется (Луковицы)
Стоит Антипка низок, На нам семьдесят семь ризок: Много одежек и все без застежек (капустный вилок)
Растения сада (леса, луга) Не маменька родима, А гостинцами оделила (яблоня)
Стоят столбы белены, На них шапки зелены. (Березы)
Не жар, не огонь, А возьмешь в руки опалит. (Крапива)
Не цыганка, не гадалка, А про любовь гадает. (Ромашка)
За правильно отгаданную загадку дети получают жетон в виде колеса от телеги
Бабушка Арина: Молодцы, вы справились с испытанием. А теперь вам пора в путь. Всем добра я желаю. Прощайте!
/
5. Станция «Делу - время, потехе - час»
народные игры, традиционные для Пензенской области.
Скоморох: Заходи честной народ, поиграть пришел черед! Игры не простые, а народные и веселые.
Подвижная игра «В платки» (мордовская народная игра).
Играющие выбирают «старика и старуху». Остальные – «платки». «Старуха» окрашивает их в разные цвета и сажает вокруг себя в круг. Приходит «старик»:
- Здравствуй, бабушка!
- Заходи, батюшка.
- Слышал, платки у тебя есть.
- Есть да не про твою честь!
- У меня два сундука денег, смогу купить твои платки.
- Покупай.
«Старик» начинает отгадывать, какого цвета у «старухи» «платки». Чей цвет отгадает, тот бежит по внешней стороне круга. Если «старик» догонит, то купит. Нет – «платок» садится на место, и «старуха» окрашивает его в другой цвет. Играют до тех пор, пока «старик» не купит все «платки».
Татарская народная игра «Маляр и краски»
На расстоянии 20-30 метров чертят две параллельные линии. Между линиями чертят круг диаметром 3-4 метра- дом «маляра». Выбирают ведущего и «маляра», остальные игроки становятся «красками». Краски сидят на скамейке или траве в один ряд. Отослав маляра в его дом, ведущий распределяет цвета красок. По сигналу подходит маляр и спрашивает: - Бабушка, бабушка, я пришел за краской.
-А какую тебе дать? Выбирай любую.
«Маляр» называет любую краску. Участник игры, получивший название этой краски, быстро бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то «маляр» отводит «краску»Если «маляр» не поймает «краску» в свой дом.
Правила игры: несколько игроков могут иметь один и тот же цвет. При назывании краски бегут все, обозначенные данным цветом.
Русская народная игра «Колечко»
Дети садятся на лавочку. Руки складывают лодочкой. Водящий. Держа руки лодочкой, подходит к каждому, делает обманный жест перекладывания колечка из своих рук в руки одному из играющих. Пройдя весь ряд играющих, предлагает одному из играющих отгадать, у кого колечко. Если не удается обнаружить колечко, отгадывающий произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов играющий с колечком быстро встает с места и бежит вокруг лавочки, чтобы вновь вернуться на свое место. В это время отгадывающий тоже бежит вокруг лавочки, но в противоположном направлении, пытаясь первым занять освободившее место.
Скоморох: Ой, вы, гости-господа, мне пришла пора прощаться, вам в дорогу собираться!
Команды возвращаются на первую станцию, где и подводятся итоги, проходит награждение.
Литература:
Е. Ф. Купецкова, Дошкольникам о народной культуре Пензенского края, Пенза. 2016 год
О. Л. Князева Приобщение детей к истокам народной культуры, СПб, Детство-Пресс, 2004 год