Лучший педагог года

Конспект игрового квеста «Колесо времени» для детей старшего дошкольного возраста

Уютова Ольга
Конспект игрового квеста «Колесо времени» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Цель: формирование у дошкольников базисной личностной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.

Задачи:

-закрепить коммуникативные навыки в ходе общения детей со взрослыми и сверстниками;

-обогатить активный словарь посредством приобщения к словесному искусству;

- расширить представления о предметах, событиях;

- развить любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;

Публикация «Конспект игрового квеста „Колесо времени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игровой кветс «Колесо истории» - путешествие команд дошкольников по карте, оформленной в виде колеса от телеги. Проходя по маршруту, участники попадают на станции, где «служители» им предлагают выполнить различные задания и продемонстрировать знания устного народного творчества, художественных промыслов, народных игр.

Участники: команды, состоящие из детей старшего возраста.

1. Станция «Быт, традиции»

Оборудование: предметы домашнего обихода (кадушка, кадка, ведро, коромысло, туесок, веретено, чугун, сковорода, ухват, сковородник, пахталка, прялка, решето, веник, рубель)

В комнате русского быта детей встречает бабушка Матрена.

Бабушка Матрена (кланяется): Добрый день, гости дорогие, Всех в свою избу приглашаю, душевно встречаю. Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь.

Бабушка Матрена показывает детям рубель.

Бабушка Матрена - А знаете, ребята, что это такое, как называется и для чего служит.

Дети высказывают свои предположения

Бабушка Матрена - Это рубель и служит он для глажения белья (показывает, как это делается и предлагает детям самим погладить0

Показывает картинки с изображением или предметы домашнего обихода.

Бабушка Матрена: А знаете, дети, как они называются эти предметы, для чего они служат?

Для хранения продуктов: кадка, кадушка, туесок

Для воды: ведра с коромыслом, ковш

Для приготовления пищи для людей, корма для скота: лохань, кадка, корыто, скалка, решето, пахталка, чугун, ухват, кочерга, сковородник, сковорода.

Для наведения порядка в избе: веник, валёк,

Для изготовления одежды: прялка, веретено.

Бабушка Матрена: Теперь я загадаю вам загадки. Посмотрим, как вы справитесь с заданием.

Загадки:

Смастерили из досок И надели поясок, И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (Бочка)

Стоит попадья Тремя поясами подпоясана. (Кадка)

Черный конь скачет в огонь (кочерга)

Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (Ухват)

Черныш-загорыш, Куда поехал? – Молчи, кручено-верчено, Там же будешь. (Чугунок и горшок)

С ушами, да не слышит. (Ухват)

Стоит толстуха- Деревянное брюхо, железный поясок. (бочка)

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

Новая посуда вся в дырках. (Решето)

Три брата Пошли на речку купаться. Два купаются. Третий на берегу валяется, Искупались, вышли, На третьем повисли. (Коромысло с ведрами)

Вот каков Иван Пятаков- Сел на конь и поехал в огонь (Горшок на ухвате)

Из земли родился, На огонь крестился, На базар возили, По щекам колотили, на коня посадили, В самый пыл проводили (Глиняный горшок)

Сама дубовая, Опояска вязовая (кадушка)

За правильно отгаданную загадку дети получают жетон в виде колеса от телеги

Бабушка Матрена: Молодцы, ребята! Вот и время пришло нам прощаться, пора в путь-дороженьку собираться. А чтоб в дороге не заблудиться, даю вам карту заветную.

Вручает команде карту в форме колеса от телеги, где указано направление движения по станциям.

2. Станция «Русский народный костюм»

Бабушка Арина: Добро пожаловать, гости дорогие! Рада вас видеть у себя. Сядем рядком и поговорим ладком.

Бабушка обращает внимание детей на свою одежду.

Одежда бабушки: кофта, юбка, передник, платок, лапти.

Одежда внучки: рубашка, сарафан, бусы, сапожки, лента на голове.

Дети пытаются назвать предметы одежды бабушки, внучки. Бабушка уточняет, дополняет, уточняет, сообщает новые сведения

Бабушка Арина: А теперь для вас задание:

Отберите картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, которые носили женщины (мужчины)

Бабушка Арина: Молодцы, вы справились с испытанием. А теперь вам пора в путь. Всем добра я желаю. Прощайте!

За правильно выполненное задание дети получают жетон в виде колеса от телеги

3. Станция «Народная игрушка»

Бабушка Дарья: Добрый день, мой дорогие! Присаживайтесь. А посмотрите, что у меня в корзине. (достает самодельную куклу) Когда я была маленькой, то кукол мастерили всяких. Их шили из тряпочек. Лицо, когда пустое оставят, когда и углем намажут. А то «пальтушку» свернут, платок повяжут - вот и кукла!

Предлагаю вам своими руками изготовить куклу Кувадку. Это обереговая кукла. Она вешалась над колыбелью младенцев, оберегая их от злых духов.

Нам потребуются нитки, ножницы, лоскутки цветной ткани и белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы.

Сначала изготовим основу куклы. Для этого плотно скатаем кусок белой ткани. (рис. а)

Свернем пополам заготовку, зрительно поделим ее на 3 части. (рис. б)

Зафиксируем нитками голову, туловище, ноги. Затем изготовим руки.

4. Станция «Природа родного края

Оборудование: Картинки с изображением растения сада, огорода, цветника, характерные для Пензенского края, домашних и диких животных.

Бабушка- огородница: Здравствуйте, гости дорогие. Добро пожаловать! Рада видеть Вас в своей избе. А разговор наш пойдет о растениях, которые встречаются в наших огородах, садах.

А теперь для вас задание:

1 вариант: Отберите картинки с изображением растений нашего края, которые растут в лесу (в саду, на огороде).

2 вариант: Отгадайте загадку:

Растения огорода:

Расселась барыня на грядке. Одета в лучшие шелка. Мы для нее готовим кадки И соли крупной полмешка. (капуста)

Сидят бабы на грядках, Все в заплатках. Кто их тронет, Тот наплачется (Луковицы)

Стоит Антипка низок, На нам семьдесят семь ризок: Много одежек и все без застежек (капустный вилок)

Растения сада (леса, луга) Не маменька родима, А гостинцами оделила (яблоня)

Стоят столбы белены, На них шапки зелены. (Березы)

Не жар, не огонь, А возьмешь в руки опалит. (Крапива)

Не цыганка, не гадалка, А про любовь гадает. (Ромашка)

За правильно отгаданную загадку дети получают жетон в виде колеса от телеги

Бабушка Арина: Молодцы, вы справились с испытанием. А теперь вам пора в путь. Всем добра я желаю. Прощайте!

/

5. Станция «Делу - время, потехе - час»

народные игры, традиционные для Пензенской области.

Скоморох: Заходи честной народ, поиграть пришел черед! Игры не простые, а народные и веселые.

Подвижная игра «В платки» (мордовская народная игра).

Играющие выбирают «старика и старуху». Остальные – «платки». «Старуха» окрашивает их в разные цвета и сажает вокруг себя в круг. Приходит «старик»:

- Здравствуй, бабушка!

- Заходи, батюшка.

- Слышал, платки у тебя есть.

- Есть да не про твою честь!

- У меня два сундука денег, смогу купить твои платки.

- Покупай.

«Старик» начинает отгадывать, какого цвета у «старухи» «платки». Чей цвет отгадает, тот бежит по внешней стороне круга. Если «старик» догонит, то купит. Нет – «платок» садится на место, и «старуха» окрашивает его в другой цвет. Играют до тех пор, пока «старик» не купит все «платки».

Татарская народная игра «Маляр и краски»

На расстоянии 20-30 метров чертят две параллельные линии. Между линиями чертят круг диаметром 3-4 метра- дом «маляра». Выбирают ведущего и «маляра», остальные игроки становятся «красками». Краски сидят на скамейке или траве в один ряд. Отослав маляра в его дом, ведущий распределяет цвета красок. По сигналу подходит маляр и спрашивает: - Бабушка, бабушка, я пришел за краской.

-А какую тебе дать? Выбирай любую.

«Маляр» называет любую краску. Участник игры, получивший название этой краски, быстро бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то «маляр» отводит «краску»Если «маляр» не поймает «краску» в свой дом.

Правила игры: несколько игроков могут иметь один и тот же цвет. При назывании краски бегут все, обозначенные данным цветом.

Русская народная игра «Колечко»

Дети садятся на лавочку. Руки складывают лодочкой. Водящий. Держа руки лодочкой, подходит к каждому, делает обманный жест перекладывания колечка из своих рук в руки одному из играющих. Пройдя весь ряд играющих, предлагает одному из играющих отгадать, у кого колечко. Если не удается обнаружить колечко, отгадывающий произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов играющий с колечком быстро встает с места и бежит вокруг лавочки, чтобы вновь вернуться на свое место. В это время отгадывающий тоже бежит вокруг лавочки, но в противоположном направлении, пытаясь первым занять освободившее место.

Скоморох: Ой, вы, гости-господа, мне пришла пора прощаться, вам в дорогу собираться!

Команды возвращаются на первую станцию, где и подводятся итоги, проходит награждение.

Литература:

Е. Ф. Купецкова, Дошкольникам о народной культуре Пензенского края, Пенза. 2016 год

О. Л. Князева Приобщение детей к истокам народной культуры, СПб, Детство-Пресс, 2004 год

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Федор Конюхов — герой нашего времени» Читая детям рассказ Виктора Драгунского «Друг детства», меня всегда не оставлял равнодушным момент, когда Дениска мечтал «стать отважным.

Итоговое занятие в формате квеста «Форт Боярд» для детей старшего дошкольного возрастаИтоговое занятие в формате квеста «Форт Боярд» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление полученных знаний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Летнее развлечение в форме квеста «День Нептуна» для детей старшего дошкольного возрастаЛетнее развлечение в форме квеста «День Нептуна» для детей старшего дошкольного возраста Развлечение - квест «День Нептуна» для детей старшего дошкольного возраста. [/b] Цель: - активизация интеллектуальных и творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игрового квеста «Колесо времени» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 18:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект игрового квеста «Колесо времени» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Уютова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД