Ирина Глухова
Игровое занятие для родителей в детском саду «Готовы ли к школе… родители?»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое занятие «Ждет нас школа» для родителей детей подготовительных к школе групп.
Подготовила : Глухова Ирина Петровна – педагог дополнительного образования ГБДОУ № 7 детский сад Выборгского района г. Санкт Петербурга.
Описание: данный материал будет интересен педагогам для планирования своей деятельности с родителями подготовительной группы, а так же заинтересованным родителям.
Публикация «Игровое занятие для родителей в детском саду „Готовы ли к школе… родители?“» размещена в разделах
Цель: определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, необходимые для успешного обучения в школе. сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, о трудностях в адаптации к школе, дать рекомендации.
Задачи
• Развитие коммуникативных умений родителей.
• Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
• Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
• Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
• Расширение возможностей понимания своего ребенка.
• Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
• Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
• Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
• Развивать у родителей навыки рефлексии.
План
1. Упражнение «Все мы разные». (бейджи)
2. Понятие «готовность ребенка к школе»? (колокольчик)
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Работа в паре. Пословицы.
5. Игра - шутка “Да – нет”
6. Игра-ассоциация “Школа”
7. Упражнение «Снежинка».
8. Родительские реплики.
9. Динамическая пауза. (рефлексия)
10. Анкеты. Знаете ли вы своего ребенка. (видеозапись)
11. Упражнение “Цветик-семицветик”
12. Итог занятия. Обратная связь.
Оборудование:
4 стола для восьмерых игроков, бумага, цветные парные карточки, ручки, фломастеры, доска, плакат, мяч, памятки для родителей, анкеты-опросники, пустые бейджи, колокольчик, цветик-семицветик (из картона). Памятки «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу». Бланки для обратной связи.
Ход мероприятия:
1. Упражнение «Все мы разные».
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас!
Спасибо, что дела свои отложили,
В зал наш светлый поспешили.
Пошутить и поиграть,
Много нового узнать.
Сегодня вы пришли ко мне на занятие – игру и вы сразу примерите на себя роль школьников. Есть такая теория для того, чтобы лучше что -либо осознать - это нужно испытать не себе, прочувствовать. Все вы из разных групп, которые посещают ваши дети в детском саду, но вас объединяет одно – вы родители будущих первоклассников! Придя сюда вы выбрали для себя карточку определенного цвета, тем самым определив себе место за столом (партой, рядом с компаньоном по игре, выбравшего тот же цвет. Так же и ваши дети переступив порог класса, займут место с одноклассником, с которым нужно будет тесно взаимодействовать.
Друг с другом не знакомы и вы, поэтому предлагаю выполнить первое задание. У вас на столах бейджи, пока они совсем пустые. Прошу вас написать на нем своё имя и оформить по своему усмотрению. Затем прикрепите бейдж к одежде. На задание отводиться две минуты, затем идет короткое обсуждение.
-Как зовут + 1-2 качества, присущие вам, но начинающиеся на первую букву имени.
- Почему бейджик оформлен именно так? Попытаться объяснить, почему использовали такой цвет?
Посмотрев на ваше оформление бейджев, можно сделать вывод, что мы все разные, как и наши дети, но нам придется сейчас сотрудничать друг с другом, считаться с мнением другого человека, от части зависеть от него и подчиняться ему. Вот и нашим первоклассникам придется нелегко в новой социальной среде, в новом коллективе. Первого сентября они переступят школьный порог. Их экзамены еще впереди! А наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?
Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик.
Педагог обращает внимание родителей на доску, на которой висит плакат со словами:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать,
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»
доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.
2. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для него становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.
Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько компонентов.
Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а также наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, классификации, обобщения. Это значит, что развития этих психических функций достаточно для того, чтобы первоклассник мог воспринимать учебный материал. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Третий -Эмоционально-волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие и оценить результат своего волевого усилия. Кроме этого необходимо научить будущего школьника понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.
Четвертый- Коммуникативная готовность предполагает умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка к новым условиям, способствующие его благоприятному развитию.
Пятый момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность - это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе. Мотивационная готовность предполагает желание учиться, принять новую социальную роль школьника. Для этого важно, чтобы школа привлекала ребенка не красивым ранцем и новыми школьными атрибутами, а главной своей деятельностью – учебой.
Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.
3. Работа в паре. Пословицы.
Педагог раздаёт одну карточку на двоих с пословицей (пословица разбита на отдельные слова, ее нужно собрать в предложение, смысл которой нужно связать с одним из компонентов психологической готовности. На обсуждение одна минута. Родители выбирают между собой, того кто будет отвечать.
-Ученье свет, а не ученье тьма. (Мотивационная готовность)
-Красна птица пером, а человек умом. (Интеллектуальная готовность)
-Худой мир, лучше доброй драки (Коммуникационная готовность)
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда (Эмоционально – волевая сфера)
4. Игра - шутка “Да – нет”
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
5. Игра-ассоциация “Школа”
Педагог просит родителей отгадать загадку :
Там дети знанья получают,
Они там пишут и читают,
Решают уравнения, задачи
И от того умнеют значит!
(Школа)
Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
6. Упражнение “Снежинка”
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист (салфетку) пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.
Нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков. Вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки.
Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.
Задание №7
Родительские реплики
У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:
Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики
- “ Вот пойдешь в школу, там тебе. Ты, наверное, будешь двоечником”
(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)
- “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”
(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др)
- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”
(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)
Динамическая пауза для родителей.
Наши дети подросли (руки вверх,
Стали сильными они (руки к плечам,
Научились все считать (загибаем пальцы на руках,
Быстро по слогам читать (ладошки открываем, как книгу,
Но и мы готовы тоже (указательный палец держим вверх)
Мы родители ведь всё же!
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим!
Анкета
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?»
Инструкция: Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
1 Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2 Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3 Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собрать конструктор?
4 Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5 Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6 Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7 Умеет ли он изменять существительные по числам (ед. ч., мн. ч.?
8 Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9 Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10 Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11 Верно ли, что Ваш ребенок имеет «твердую руку»?
12 Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13 Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15 Знает ли Ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним ловом «овощи» помидоры, лук, морковь?
17 Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.?
18 Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Анкета для родителей
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?»
Инструкция: Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Посмотрите сколько у вас галочек.
15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Педагог: а сейчас мы проверим как наши родители знают своих деток. Каждый из родителей должен ответить на вопросы, после чего, мы послушаем заранее записанные на видео ответы детей на эти же вопросы.
Вопросы:
1. Любимое блюдо вашего ребенка?
2. Какая у него любимая сказка?
3. Любимый мультгерой.
4. Любимая игрушка?
5. Любимая одежда?
6. Любимое занятие дома?
Просмотр видеороликов с ответами детей.
8. Последнее заключительное упражнение
Упражнение “Цветик-семицветик”
Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика. (Выполняют задание).
- Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить?
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Сохраните этот цветок на память о сегодняшнем мероприятии, в конце следующего учебного года оцените результаты вашего совместного с детьми труда!
А теперь подводя итоги попробуйте ответить сами себе на вопросы (приведенные ниже) и сделать важные для себя выводы.
Готовы ли Вы :
• помочь ребенку, не рассердившись;
• не кричать на него, принимая все, так как есть;
• не сравнивать его с другими;
• не наказывать его без явной причины;
• пожертвовать своими привычками ради успеха своего ребенка?
Помните, что:
• будущий первоклассник не совсем готов слышать со всех сторон «надо» и «ты обязан»;
• его работоспособность еще не велика (15- 30 минут); ему просто необходим отдых или переключение на другой вид деятельности;
• ему не привычно «быть одним из многих»;
• ему обязательно нужны свежий воздух и движение, особенно после занятий;
• чтобы ребенку спокойнее было учиться первое время, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: провожать, встречать, вместе гулять, делать уроки (вместе, а не за него);
• важно планировать и проводить совместные, интересные выходные;
• ребенку нужны положительные эмоции (не менее 7 в день);
• необходимо сдерживать эмоции, если ребенок пришел из школы обиженным, расстроенным; нужно спокойно выяснить, что произошло, поддержать ребенка, но стараться не делать в слух своих «взрослых выводов»;
• ребенку важно Ваше участие в школьных мероприятиях;
• ребенок ждет Вашей похвалы даже в мелочах; старайтесь разделить с ним его маленькие победы;
• важно дать ребенку возможность почувствовать себя счастливым умеющим;
• важнее всего понимание, безусловная любовь, доверие и забота.
Старайтесь:
• обойтись без «не» : не трогай - разобьешь, не беги - упадешь. Не провоцируйте ребенка на отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края; беги осторожно» и т. д. ;
• сравнивать своего ребенка только с самим собой: «Вчера у тебя это не получалось, а сегодня ты сделал это почти самостоятельно!»
• не говорить о недостатках своего ребенка другим людям в его присутствии; это только кажется, что он занят и не слышит;
• многое делать через игру!
Напоследок хотелось бы вам зачитать стихотворение Людмилы Лобачевой
Не жалейте время на детей
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Итог занятия. Обратная связь.
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе и в дальнейшем в его школьной жизни?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.