Садовина Ирина
Консультация для родителей в детском саду «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Что означает готовность детей к школе
Проблема готовности ребёнка к школе возникла в связи с изменением сроков начала обучения. Стали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, чтобы оно не привело к нарушениям в развитии и здоровье ребёнка, особенно ребёнка с нарушениями речи.
Публикация «Консультация для родителей в детском саду „Готовность к школе“» размещена в разделах
Готовность к систематическому обучению в школе – тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям физического и психического здоровья ребёнка. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информативные и надёжные критерии готовности ребёнка к школе, которые могут использовать педагоги детского сада и родители дошкольников.
Проводить медико-педагогический отбор детей в школу надо заранее, примерно за полгода – год. Это позволит не только определить готовность ребёнка к школе, но и осуществить при необходимости специалистами детского сада (психолог, логопед, дефектолог) специальный комплекс корригирующих мероприятий.
В психологической готовности ребёнка к обучению в школе выделяют несколько важных аспектов:
- интеллектуальную готовность;
- личностную и социально-психологическую готовность;
- волевую готовность;
- мотивационную готовность;
- уровень речевого развития;
- способности ребёнка.
Кроме этого, важно учитывать и уровень физического развития, так как ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем.
В познавательном плане ребёнок уже достигает высокого уровня развития. Дети должны овладеть некоторыми способами исследования внешних свойств предметов, дифференцированным восприятием сложных предметов. Их осознанное применение даёт ребёнку возможность дифференцированно воспринимать сложные предметы. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности.
Внимание дошкольника должно стать произвольным, обладающим нужным и достаточным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Ребёнок должен иметь некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией.
Большие требования предъявляет школьное обучение к памяти детей. Память должна стать произвольной; ребёнок должен располагать эффективными различными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала. Есть уже предпосылки для развития словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания.
Основные вопросы, возникающие в связи с развитием воображения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые дошкольнику вообразить и представить достаточно трудно.
В плане интеллектуальной готовности существующие школьные программы требуют от ребёнка умения сравнивать предметы и явления, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы. Должен быть достаточно высокий уровень наглядно-образного мышления: ребёнок может выделять наиболее существенные свойства предметов, устанавливать отношения между ними, понимать схематические изображения и уметь их создавать и ими пользоваться. Но высокого уровня познавательной деятельности можно достичь, если дошкольное и школьное обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов у ребёнка.
Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса ребёнка, с изменением ведущего вида деятельности (от игры к учебе, требует определённой психологической готовности к школе. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется стремление к общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению. Способность понимать и удерживать роль ученика – один из показателей возможности принять новый вид деятельности – учёбу – и подчиниться её требованиям. От личностной готовности ребёнка зависит его желание учиться. Надо обратить внимание на наличие у ребёнка интереса к учению, к приобретению новых знаний, умений и навыков. Здесь очень важна роль родителей в подготовке ребёнка к школе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, ему будет трудно учиться в школе.
Положительное отношение к школе включает интеллектуальные и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение сливается с пониманием важности школьного обучения, с уважением к учителю.
Важным условием является и то, что ребёнок должен иметь небольшой опыт самооценки своих действий и поступков.
Нормальная адаптация к школе во многом определяется уровнем волевого развития ребёнка. Ребёнок должен суметь принять новые требования, специфику учебной ситуации, правила и нормы общения и поведения, включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе. Должна быть развита внеситуативно-личностная форма общения. К 6 –7 годам ребёнок может поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, оценить результат. Также ребёнок способен соподчинить мотивы своего поведения. В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам.
Говоря о мотивационной готовности к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успеха, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность в достижении успеха должна доминировать над боязнью неудачи. Дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний соответствовал возможностям ребёнка.
Кроме перечисленного, в психологическую готовность к школе включены интересы, способности, черты характера, качества, связанные с выполнением ребёнком различных видов деятельности. У ребёнка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Можно говорить о наличии у детей потребности стать школьником, что сводится к желанию изменить своё положение маленького ребёнка, стать самостоятельным, занять положение взрослого члена семьи.
В дошкольный период у ребёнка должны образоваться необходимые задатки к развитию нужных способностей. Особое значение имеют предпосылки к развитию нужных способностей в овладении некоторыми специальными знаниями и умениями. Поэтому важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев.
Немаловажное значение имеют работоспособность ребёнка, его контактность, отзывчивость, покладистость, настойчивость, целеустремлённость, общительность.
Речевая готовность детей к обучению в школе проявляется в умении ребёнка пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Речь ребёнка должна быть грамматически правильна, выразительна. Ребёнок должен понимать услышанное, связно излагать свои мысли (рассуждение, описание, ответ на вопрос, составление предложений, рассказов, пересказов и т. п.).
От степени готовности к школе зависит уровень адаптации ребёнка к обучению.