Папки-передвижки

Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста

татьяна мельник
Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста

Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольной, ее предметом является то, что очень взволновало, захватило, привлекло ребенка: прочитана сказка, пересмотрен мультфильм, новая игрушка.

Публикация «Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще неустойчивы, направление ее работы быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений.

С каждым годом воображение детей становится устойчивым.

По мнению Д. Б. Эльконина, школьники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету. [22, с. 124]

С развитием непроизвольного воображения возникает произвольное воображение, обусловленное участием школьника в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения со взрослыми и ровесниками. [22, с. 126]

Произвольное воображение - целенаправленное, осознанное воспроизведение и преобразование полученных ранее впечатлений. [22, с. 131]

Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Позже она проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования. Целеустремленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов с каждым годом повышаются, что проявляется в большей длительности игры на одну тему, устойчивости роли и, детальном ее планировании. [22, с. 138]

Со способностью планировать связано умение создавать целостные произведения. Младшие школьники способны фантазировать произвольно, до начала деятельности планируют процесс выполнения замысла, предварительно выбирают и готовят необходимые предметы. [22, с. 138]

Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Со временем младшие школьники самостоятельно представляют план своих действий. Прежде всего, это происходит в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. с использованием реальных объектов и ситуаций на основе согласованности действий участников. [22, с. 142]

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, обязательно подразумевает опору на реальные предметы и внешние действия.

Итак, можно предположить, что формирующим воздействием на развитие воображения у младших школьников является создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Всё это возможно лишь на уровне эмоционально-личного общения, например: - обманные движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изображающие движения; - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков. - создание образов путем иллюстраций слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка, или плана в его импульсивные действия. По мнению Д. Б. Эльконина, стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм. В литературе отмечен обобщенный и схематический характер условного действия. Зарождаясь в совместных действиях ребенка со взрослым, условное действие становится первоначальной формой представлений, опорой понимания рассказа и навсегда остается средством создания мнимой ситуации в игре, драматизациях, мысленном эксперименте. Выразительные возможности условного действия оказываются недостаточными, когда требуется создать детализированный образ со специфическими особенностями. Более совершенным средством оказывается слово. Оно позволяет выразить и действие, и отличительные черты, и характер персонажа. Слово придает динамичность образам, возможность изменять соответственно условиям, играть ими, наделять нереальными свойствами, комбинировать и обобщать до уровня идеалов, представлять личностное взаимодействие с образами и в то же время учитывать логику воображаемых событий. [9, с. 221]

Большая роль в формировании воображения у младших школьников отводится игре. Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной деятельностью, спортом, искусством и т. д. [9, с. 225]

По мнению Е. В. Зворыгиной, игра – это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Играть можно во всё. Следует понимать, что единственное отличие игры от реальной деятельности – это её непродуктивность. Игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. [11, с. 115]

Таким образом, игра - это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Именно игра максимально подходит для развития произвольного воображения у детей младшего школьного возраста.

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста Речевая активность детей младшего дошкольного возраста является фактором успешности усвоения дошкольниками речевой деятельности, условием.

Проектная деятельность в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский: От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать.

Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста в весенний период МДОУ д/с №7 «Колокольчик» Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста в весенний период Подготовила: воспитатель Егоршина.

Игровая деятельность в развитии моторной координации детей второй младшей группы. Мы работаем в саду общеразвивающего вида с детьми 4 лет, вторая младшая группа. И обратили внимание, что моторика некоторых детей сильно.

Картотека на тему: «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» КАРТОТЕКА На тему: «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» Составила: Ягупьева Татьяна Юрьевна воспитатель младшей.

Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 1 Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Программа «Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста» Программа Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Внимание является основополагающей частью развития.

Словесные дидактические игры в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста Словесные дидактические игры в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Для развития произвольного внимания.

Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста. Творческая мастерская «Одаренный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2018 в 11:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем татьяна мельник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД