татьяна мельник
Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста
Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольной, ее предметом является то, что очень взволновало, захватило, привлекло ребенка: прочитана сказка, пересмотрен мультфильм, новая игрушка.
Публикация «Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще неустойчивы, направление ее работы быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений.
С каждым годом воображение детей становится устойчивым.
По мнению Д. Б. Эльконина, школьники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету. [22, с. 124]
С развитием непроизвольного воображения возникает произвольное воображение, обусловленное участием школьника в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения со взрослыми и ровесниками. [22, с. 126]
Произвольное воображение - целенаправленное, осознанное воспроизведение и преобразование полученных ранее впечатлений. [22, с. 131]
Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Позже она проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования. Целеустремленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов с каждым годом повышаются, что проявляется в большей длительности игры на одну тему, устойчивости роли и, детальном ее планировании. [22, с. 138]
Со способностью планировать связано умение создавать целостные произведения. Младшие школьники способны фантазировать произвольно, до начала деятельности планируют процесс выполнения замысла, предварительно выбирают и готовят необходимые предметы. [22, с. 138]
Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Со временем младшие школьники самостоятельно представляют план своих действий. Прежде всего, это происходит в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. с использованием реальных объектов и ситуаций на основе согласованности действий участников. [22, с. 142]
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, обязательно подразумевает опору на реальные предметы и внешние действия.
Итак, можно предположить, что формирующим воздействием на развитие воображения у младших школьников является создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Всё это возможно лишь на уровне эмоционально-личного общения, например: - обманные движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изображающие движения; - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков. - создание образов путем иллюстраций слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка, или плана в его импульсивные действия. По мнению Д. Б. Эльконина, стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм. В литературе отмечен обобщенный и схематический характер условного действия. Зарождаясь в совместных действиях ребенка со взрослым, условное действие становится первоначальной формой представлений, опорой понимания рассказа и навсегда остается средством создания мнимой ситуации в игре, драматизациях, мысленном эксперименте. Выразительные возможности условного действия оказываются недостаточными, когда требуется создать детализированный образ со специфическими особенностями. Более совершенным средством оказывается слово. Оно позволяет выразить и действие, и отличительные черты, и характер персонажа. Слово придает динамичность образам, возможность изменять соответственно условиям, играть ими, наделять нереальными свойствами, комбинировать и обобщать до уровня идеалов, представлять личностное взаимодействие с образами и в то же время учитывать логику воображаемых событий. [9, с. 221]
Большая роль в формировании воображения у младших школьников отводится игре. Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной деятельностью, спортом, искусством и т. д. [9, с. 225]
По мнению Е. В. Зворыгиной, игра – это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Играть можно во всё. Следует понимать, что единственное отличие игры от реальной деятельности – это её непродуктивность. Игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. [11, с. 115]
Таким образом, игра - это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Именно игра максимально подходит для развития произвольного воображения у детей младшего школьного возраста.