Минкина Виолета
Игровая деятельность в ДОУ как необходимое условие для реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Слайд 3.
Публикация «Игровая деятельность в ДОУ как необходимое условие для реализации ФГОС» размещена в разделах
Все мы знаем, игровая деятельность детей в ДОУ это одно из необходимых условие для реализации ФГОС.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Это не только забава, удовольствие, баловство. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности.
Слайд 4.
Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен? Ответ очевиден. В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Слайд 5
К сожалению, дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить детей к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Взрослые не играют вместе с ребёнком. И педагогам дошкольного учреждения приходится напоминать нашим дорогим родителям о стране под названием «Детство», о роли игры в дошкольном возрасте. О том, что все мы когда-то жили в этой стране. Но многие выросли и забыли о ее существовании.
Слайд 6.
Сегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Но, детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом. Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
Слайд 7.
Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.
Слайд 8.
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Слайд 9.
Структурная общность игры с любой другой деятельностью заключается в двух этапах: подготовительном и реализующем. А также тем, что содержание любой деятельности определяется мотивом, не исключение и игра. Мотив игры определяется с одной стороны стремлением ребенка быть, как взрослый, действовать, как взрослый, а с другой - внутренней логикой 9 хода его психического развития. Игра это способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребенка к действительности. Существуют такие структурные компоненты игры как: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение, реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.
Слайд 10.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цели игровой активности в детском саду распределяются по образовательным направлениям работы с малышами:
• дидактические;
• развивающие;
• воспитательные;
• социально-коммуникативные.
Слайд 11. Функции игровой деятельности
Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделё нный на несколько видов:
• развлекательная функция;
• социокультурная;
• диагностическая ;
• коррекционная;
• терапевтическая;
• коммуникативная;
• познавательно-воспитательная;
• функция самореализации.
Для полноценного включения всех функций в процессе игры, дети должны добровольно принимать участие в этом виде деятельности. Только в этом случае каждый малыш сможет усвоить моральные, общечеловеческие ценности, стать самостоятельной личностью во всех видах общественных отношений.
Слайд 12. Классификация видов игровой деятельности
Виды игровой деятельности могут распределяться по функции взрослого и форме проявления инициативы у детей
Исходя из классификации игр по форме участия малышей и взрослого, можно сделать прийти к выводу о том, что игра интегрируется в разные направления образовательного процесса.
Слайд 13. Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников
В дошкольной педагогике нужно полнее использовать игры в воспитательных и образовательных целях, стараться, чтобы игра не была бы только забавой. Можно значительно усилить воспитательное и образовательное воздействие игры, если регулярно проводить с детьми игры, которые развивают такие качества, как, например, любознательность, выдержку, способность к быстрой реакции и т. д. Необходимо иметь в виду, что одни и те же игры могут быть использованы для воспитания не только какого-либо одного, но и нескольких качеств.
Слайд 14.
Познание мира у дошкольников происходит через игру. Поэтому организация игровой активности в дошкольных образовательных учреждениях определяется особая роль в образовательном процессе. А от педагога требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой активности и развития показателей физического роста.
Слайд 15.
Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога.
- умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)
- учить детей обсуждать игру и оценить её.
Слайд 16.
Таким образом, в ходе игры ребенок овладевает навыками общественного поведения и социального взаимодействия. Будучи средством организации жизнедеятельности ребенка, игра должна входить в его расписание, быть включенной в режим дня и педагогический процесс. Для этого, педагогу стоит тщательно спланировать деятельность детей и выбрать ее направления, которые можно реализовать в игровой форме.