Мария Светлова
Консультация «Игровая деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС до»
Ведущая роль в развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре.
Главная роль игровой деятельности в детском саду – «проживание» социальных ситуаций. Через игру ребенок обретает свой жизненный опыт. Также велика ее роль в формировании и развитии образного мышления, воображения и фантазии, расширении словарного запаса и коммуникативных навыков. Через игру ребенок становится частью социума. Лишь правильное понимание роли игры и планирование ее организации воспитателями позволяет осуществлять полноценное эмоциональное, умственное и физическое развитие ребенка. Игровая деятельность детей дошкольного возраста неоднородна. Разные ее виды несут свое функциональное предназначение.
Публикация «Консультация „Игровая деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
Условно игры для дошкольников можно поделить на три категории:
1. Игры по правилам.
2. Творческие игры.
3. Фольклорные или народные игры.
Игры по заданным правилам
Игры по правилам имеют достаточно разнообразный спектр видов. Однако, выбирая игру для своей группы, воспитателю необходимо учитывать специфику аудитории. По содержанию и способу проведения игры по правилам можно поделить на подвижные и дидактические.
Подвижные игры направлены на гармоничное физическое развитие дошкольников, развивая опорно-двигательную систему, правильную осанку, обмен веществ ребят. Они представляют собой как совокупность игровых упражнений, так и сюжетные игры. Игровая деятельность в детском саду с использованием сюжета помогает накапливать ребенку собственный жизненный опыт. Воспроизводя характерные для животных или птиц движения, дети расширяют свои знания о природе, растительном и животном мире.
Подвижные игры в основном имеют коллективный характер, поэтому также способствуют развитию коммуникативных качеств и прививают организованность и командный дух.
В подвижных играх можно применять широкий спектр спортивной атрибутики: мячи, скакалки, флажки, шарики и другие предметы. Для детей старшего дошкольного возраста уместны известные спортивные игры: бадминтон, футбол, городки.
Дидактические игры содержат задачи, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей, формирование определенных образовательных навыков, логического мышления. Ни в коем случае дидактическая игра не должна превратиться в учебное занятие. Она должна быть формой закрепления знаний или умений, сопровождаться удовольствием, азартом, командным духом. Иначе, ребенок потеряет всякий интерес как к игре, так и обучению.
Творческие игры
По большей части это ролевые игры. Детская деятельность заключается в изображении работы врача, учителя, строителя, обязанностей членов семьи и других жизненных ситуаций. С помощью таких игр, как бы «проживая» эти социальные роли, ребенок обогащает свой жизненный опыт. Такие игры имеют высокую эмоциональную окраску и несут воспитательный характер. Из них малыш понимает, как можно, а как нельзя вести себя в определенной ситуации. Сюжетно-ролевые игры с использованием элементов труда помогают понять особенности профессий, важность их выбора в жизни человека.
Фольклорные (народные) игры
Народные игры несут достаточно широкую функциональность. Они способствуют усвоению устного народного творчества, знакомству с национальными традициями и обрядами, развитию физиологических и умственных способностей дошкольников.
Эти игры своими корнями уходят в глубокую древность. Они сопровождаются традиционными текстами: песнями, приговорками, считалочками; а также движениями: хороводами, «ручейками» и прочими.
Народные игры способствуют не только развитию гармоничной личности ребенка, но и помогают ему соотнести себя с определенной этнической группой, воспитывают чувство патриотизма, формируют нравственные качества смелости, мужества, трудолюбия, помощи близким. Среди фольклорных игр выделяют игры-забавы, подвижные, театрализованные, бытовые. Они могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Использование народных забав отличительная особенность игровой деятельности детей раннего возраста.
Я считаю в дошкольном учреждении развитию игровой деятельности необходимо отводить значительное место в распорядке дня и планировании обучающей и воспитательной деятельности. Использование игр должно быть во всем их разнообразии, необходимо комбинировать виды игровой деятельности.
По моему мнению, немаловажной является и роль воспитателя в игровой деятельности в детском саду. Если педагог берет на себя лишь руководящую роль, игра быстро надоедает ребятам. Если воспитатель станет партнером на уровне с другими детьми, то сумеет завоевать доверие и уважение ребят, привив любовь к игре и желание участвовать во всех ее разнообразных видах.