Марченко Тамара
Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здуард Сетен (1812 - 1880, Декроли (1871 - 1932, Мария Монтессори (1870 - 1952, Блехер Ф. Н. (1945, Сорокина А. И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Они смотрели на игру не как на развлечение и забаву, а видели в ней большой труд детей, требующей напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Публикация «Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду» размещена в разделах
Для гуманистически ориентированной концепции характерно следующее: ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным с помощью дидактических игр.
Организуя образовательный процесс с помощью дидактических игр, используя игровой замысел, дети усваивают новый материал быстрее, активизируется процесс мышления, дошкольники получают позитивный настрой, а это повышает интерес к познанию математики.
Разработаны дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве, времени.
Первоначально ребенок получает знания, на следующем этапе необходимо их закрепить, систематизировать, дидактические игры помогут успешно решить эту задачу.
В настоящее время разработана система обучающих игр. Они позволяют формировать у детей принципиально новые знания.
Особое место для самостоятельных игр занимают обучающие игры, разработанные А. А. Столяром. Развивающие игры, разработанные Б. П. Никитиным можно использовать в дошкольном учреждении и дома. Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи – шутки, стихи, считалочки, скороговорки с математическим содержанием поддерживают интерес к математике, развивают творческие способности, формируют познавательный интерес, увлекают и развивают детей дошкольного возраста.
При формировании элементарных математических представлений можно использовать отдельные элементы разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровые приемы (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.). Сочетание игрового и дидактического начала, руководящая, обучающая роль взрослого способствует развитию познавательной активности и самостоятельности ребенка.
Занятия в форме дидактических игр позволяют дошкольникам выражать яркие эмоции, приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми и активно двигаться (физкультурная минутка, которая органично вписывается в проведение занятия). Педагог обязан помнить, что игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, доминировать над ним. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
В группе должна быть игротека, чтобы повысить интерес детей к математике. В работе необходимо использовать дидактические игры : лото, парных картинок, мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая, пазл, наборы кубиков, развивающие игры (например «Сложи узор», «Сложи квадрат», «уголки») а так же игры с элементами моделирования и замещения, различные конструкторы на ковролиновой основе, чтобы можно было играть на полу, на стене, за столом.
В среднем дошкольном возрасте необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам – цвету, форме, размеру, материалу, функции; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей – «Танграм», пазл из 12-24 частей; сериацию по разным свойствам; игры на счет.
В этом возрасте можно предлагать детям игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино», группировку по заданным свойствам (игра с одним и двумя обручами, для освоения счета и измерения применяются палочки Кюизенера, устанавливается зависимость цвет-длина-число.
Для освоения счета и измерения использовать сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, ростомером.
В математической игротеке разместить развивающие игры из младшей группы, но с более сложными заданиями; различные рабочие тетради для рассматривания и выполнения заданий, лабиринты, простые планы кукольной комнаты, для игр на ориентирование в пространстве и многое другое.
В процессе дидактических игр : «Назови соседей», «Путаница», Число как тебя зовут» и т. д. дошкольники закрепляют, уточняют и систематизируют знания о натуральных числах. У детей развивается память, внимание, мышление.
Проводятся игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей» («Назови соседей утра.» и т. п., «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. д.).
Далее знакомим детей с календарем. Закрепить и систематизировать эти знания можно использую игры: «Дни недели», «круглый год», «Двенадцать месяцев».
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые развивают пространственное ориентирование у дошкольников: «Кто правильно покажет и скажет», «Путешествие по комнате», «Художник», «Найди похожую» и т. д.
Организация дидактических игр и игровых упражнений закрепляет умение детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).
Развивающие игры педагогов-практиков Бориса и Лены Никитиных. Это «Кубики», «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики».
Суть Развивающих игр Никитиных — формирование творческого склада ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не просто развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, терпение и аккуратность.
Игры-головоломки: построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем перекладывания указанного количества палочек.
Эти головоломки способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.
«Логические блоки Дьенеша» используют для развития логического мышления у детей дошкольного возраста, решая задачи в процессе игры, дети учатся классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать.
Применение обучающих и дидактических игр позволяет достичь более высокий уровень мышление детей, развиваются личностные качества: сообразительность, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, самостоятельность.
Литература
1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М. :
Просвещение, 1989г.
2. Выгодский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном
возрасте. // Избранные психологические исследования. - М., 1956г.
3. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Теоретические и методические
вопросы формирования математических представлений у детей
дошкольного возраста. – Л., 2000г.
4. Использование дидактических игр как средство развития основ
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор
опыта Бегоулова Светлана Викторовна. г. Белгород.