Папки-передвижки

Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет

марина вылеталина
Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье показана эффективность использования дидактических игр в работе по развитию представлений о форме предметов у детей 5-6 лет.

Ключевые слова: игровая деятельность, дидактические игры, математические представления о форме, дети старшего дошкольного возраста.

Публикация «Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Annotation : The article shows the effectiveness of using educational games in the work on the development of ideas about the shape of things in children 5-6 years.

Keywords : play activity, educational games, mathematical representations of the form, the children of the senior preschool age.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности. Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы дать им начальные понятия, научить простым способам выполнения математических действий, подготовить к самостоятельному применению этих умений. С помощью дидактических закрепляются и углубляются те знания и умения, которые изучались на занятиях по математике [1].

Вопросы теории и практики дидактической игры рассматривались многими исследователями: В. Н. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером, Е. Ф. Иваницкой, В. И. Логиновой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачапуридзе и другими. Они отмечали взаимосвязь обучения и игры, определили структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Формирование и развитие у дошкольников представлений о форме предметов является одной из задач математической подготовки дошкольников. Вопросами развития у детей представлений о форме занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности Л. А. Венгер, А. М. Леушина, А. М. Пышкало и многие другие. Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т. В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, Е. И. Удальцова и др. Доказано, что в условиях ДОУ развитие представлений о форме предметов у детей 5-6 лет может быть построено на совмещении разных видов игр (дидактических, развивающих) в игровой деятельности у детей дошкольного возраста, что обеспечивает педагогически целесообразное практическое взаимодействие ребенка с окружающим миром, ориентирует его на познание и эмоционально-чувственное восприятие, стимулирует отражение впечатлений об окружающем в продуктах детского творчества.

В настоящее время в детских садах в порядке введен федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО). В современных программах обучения и воспитания дошкольников («От рождения до школы», «Мозаика», «Детский сад – Дом радости» и др.) направлению работы по развитию представлений о форме уделяется большое внимание, как рамках сенсорного воспитания, так и в рамках развития элементарных математических представлений.

На текущий момент проблема поиска эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в детском саду приобретает все большее значение. Вследствие чего перед нами была поставлена цель — теоретически обосновать и выявить возможности игры для эффективной работы по развитию представлений о форме у детей 5-6 лет.

На констатирующем этапе исследования было установлено, что у детей 5-6 лет представления о форме предметов развивались стихийно, исходя, в основном, из их личного опыта. Таким образом, представления о форме предметов в данной группе не формировались специально, в процессе обучения; они также не были связаны и с системой жизнедеятельности ребёнка. Поэтому их представления о форме предметов неполные и поверхностные.

В своей работе на формирующем этапе мы использовали множество дидактических игр различной степени сложности, которые предлагались в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Их использование хорошо помогало восприятию материала и поэтому дети экспериментальной группы принимали активное участие в познавательном процессе. Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала [2]. Дидактические игры включались непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определялось возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Дидактические игры были направлены на ознакомление детей экспериментальной группы, прежде всего, с формой окружающих предметов – объемных и плоскостных. В этом случае, параллельно, в соответствии с программой детского сада, дошкольники осваивали простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Кроме того, дидактические игры помогали им увидеть различия между некоторыми объемными телами (шар, куб, призма).

Например, детям экспериментальной группы предлагались такие дидактические игры где дидактической задачей было: узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивалось: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?». Проводилась игра «Лото». Детям предлагались картинки (по 3–4 штуки на каждого, на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которая демонстрировалась. Затем детям предлагалось назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использовали на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Играя с предметами разной формы, дети учились обследовать их одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняли друг друга. Их сочетание было необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные и конструктивные задачи, различать предметы по форме.

В дидактических играх, применяемых для закрепления представлений о форме, преследовалась еще одна важная цель - учить детей экспериментальной группы согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза. Без этого дети не смогут научиться ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни. Так как приемы осязательного и зрительного обследования формы специфичны для каждого вида восприятия, предлагаемые игры были разделены на две серии. В одной из них дети осваивали приемы осязательного обследования формы и приучаются выделять ее как отличительный признак предмета. В другой - приемы зрительного обследования формы, позволяющие им успешно решать различные изобразительные и конструктивные задачи, связанные с игрой. В обеих сериях игры изложены в определенной последовательности, необходимой для успешного овладения способностью различать и выделять форму предмета.

Для формирования представлений о форме были использованы такие игры, в которых требуется выполнить накладывание фигуры на контур той же фигуры, прорисованный на образце. Дети экспериментальной группы глазами выбирали фигуру и, накладывая ее на контур, определяли, соответствует ли она по форме образцу («Закрой окошко», «Принеси и покажи»». Например, в игре «Где твой дом?» дети экспериментальной группы соотносили фигуру с образцом уже без накладывания, только глазами.

Большое значение для развития зрительного восприятия формы стало использование слова как средства фиксации целостного образа формы (круг, квадрат, треугольник и пр.). В таких играх как «Геометрическое лото», «Кому дать?» дети экспериментальной группы учились правильно называть геометрические фигуры.

На контрольном этапе были выявлены различия в уровне сформированности представлений о форме предметов между экспериментальной и контрольными группами, что свидетельствует об эффективности проведенной работы с использованием дидактических игр и позволяет сделать вывод, что представления о форме у детей экспериментальной группы сформированы.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Таким образом, нами был сделан вывод о том, что с помощью дидактических игр при изучении математики можно добиться максимальной результативности. Дидактические игры повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, логики и оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать дидактическую игру, то это позволяет сделать работу с детьми более продуктивной, улучшить их внимание, воображение и сенсорное развитие.

Список использованных источников

1. Кутищева Н. С. Дидактические игры как средство активизации обучения математике// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/311977/ (дата обращения 12.11.2014).

2. Пистун Ю. В. Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]/ Ю. В. Пистун, Г. П. Ковачева, К. И. Григорян// Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 104-106.

3. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М. : Просвещение, 1982. — 98 с.

4. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учеб. пособие. — М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста Речевая активность детей младшего дошкольного возраста является фактором успешности усвоения дошкольниками речевой деятельности, условием.

Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд.

Автореферат «Макетирование как средство формирования представлений о животных Севера у детей 5–6 лет» Автореферат Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляю свой проект на тему: Макетирование как средство формирования представлений.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.

Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование,.

Проект «Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3–4 лет»Проект «Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3–4 лет» ЦЕЛЬ: изучение педагогических условий развития представлений о форме у детей 3 – 4 лет в процессе предметной аппликации. В соответствии.

Презентация «Игровая досуговая деятельность, как средство творческого развития личности» (Слайд 1) «Игровая досуговая деятельность, как средство творческого развития личности» (Слайд 2) Дошкольное детство - короткий, но важный.

Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей Никулина Д. В., воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 16:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем марина вылеталина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД