Ольга Левина
Проект «Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: изучение педагогических условий развития представлений о форме у детей 3 – 4 лет в процессе предметной аппликации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) анализ психолого – педагогической литературы по теме предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3 – 4 лет ;
2) изучение особенностей восприятия формы предметов детьми 3 – 4 лет ;
Публикация «Проект „Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Аппликации. Проекты
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3) Предметная аппликация во второй младшей группе (содержание и организация);
4) Разработка НОД по аппликации с детьми 3 – 4 лет и рекомендации по теме проекта.
Объект исследования:
развитие представлений о форме предметов у детей 3 – 4 лет.
Предмет исследования :
Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3 – 4 лет.
Актуальность:
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.
До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т. е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет).
У детей очень низкий уровень обследования форм, т. к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.
Аппликация (от латинского applicatio – прикладывание) – это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов.
Методические рекомендации по организации занятий по предметной аппликации как средства развития представлений о форме предметов у детей 3 – 4 лет
Для воспитателей:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Знакомство с предметом, который дети впоследствии будут изображать в аппликации; определение последовательности раскладывания заранее заготовленных деталей, нанесение на них клея; прикладывание форм к бумаге и наклеивание.
3. Доведение аппликации до нужного образа с помощью дополнительного украшения фломастерами или оформление работы маленькими кусочками цветной бумаги (при этом необходимо обращать внимание детей на выразительные средства : правильно подобранные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
Для родителей:
1. Пусть ваши занятия с детьми носят непринуждённый характер, чувствуя доброжелательное отношение, дети вновь и вновь будут с удовольствием заниматься творчеством.
2. Помогите с выбором сюжета, вместе подумайте, какие материалы здесь можно использовать, в том числе и нетрадиционные.
3. Не выбрасывайте старые журналы, пусть ребёнок вырезает то, что ему нравится: дом, машину, животных…и вместе создайте сюжетную аппликацию.
4. Поощряйте любопытство и желание заниматься творческой деятельностью.
5. Будьте терпеливы, не критикуйте творчество ваших детей. Не скупитесь на похвалу, пусть ребёнок чувствует вашу поддержку и заинтересованность.
6. Приучайте ребёнка к аккуратности, учите убирать за собой после того, как работа закончится.
7. Относитесь бережно к творчеству ребёнка, пусть оно будет предметом гордости, заведите папку для работ, храните их, дарите.
Обследование математических представлений детей второй младшей группы (проводится только в форме индивидуальных заданий)
Задачи.
Проверить следующие знания и умения: определять равенство или неравенство предметов путем поэлементного сравнения и объяснять свои действия; понимать вопросы: «Поровну ли предметов? Одинаковое ли количество предметов в одной и другой группе предметов?»; показать предложенный параметр; различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; определять про странственные направления: вверху - внизу, слева - справа, впереди - сзади; различать и называть части суток.
Оборудование
Две куклы разной высоты, одетые по-разному. Пять полосок разных цветов и длины, из них две одинаковые по длине. Муляжи яблок (или вырезанные из бумаги) : восемь желтых и девять зеленых. «Коврики» - четыре полоски разного цвета и ширины, из которых две одинаковые по ширине. «Платки» - пять квадратов с изображением нескольких геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов (на одном изображены только квадраты; на другом - только треугольники; на остальных узор состоит из разных фигур). Пять тарелок, семь кружек, шесть вилок, четыре ложки. Картинка с изображением ящика с двумя полками: на них одинаковые по величине и форме, но разные по цвету коробки (или настоящие коробки, банки, отвечающие тем же требованиям). Платок для игры в жмурки.
Методические указания.
Обследование проводится отдельно с каждым ребенком в форме игры. Принимаются и фиксируются в протоколе любые формы ответа : слова, жесты, действия. Подсказки и комментарии не используются. Беседа проводится динамично. Вопросы повторяются спокойно, ненавязчиво. Паузы не затягиваются, но и к строгому поторапливанию ребенка тоже не следует прибегать. Если он выполняет задание неверно или затрудняется в нахождении ответа, воспитатель все равно одобряет его, например, за желание участвовать в «игре».
Вывод :
Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели развития представлений о форме у детей 3 – 4 лет во время предметной аппликации.