Ландыш Мингалиева
Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической теории и практике накоплено много интересных методов и приемов развития мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных является игровая деятельность.
Согласно исследованиям педагогов и психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Божович, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.) игра является универсальной формой развития любого вида детской активности: познавательной, двигательной, коммуникативной и пр. Она удовлетворяет потребность ребенка в движениях, предусматривает умственную активность, которая всегда связана с работой воображения, так как ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. С одной стороны, игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, с другой стороны, в игре происходит познавательное развитие ребенка, так как, играя, ребенок познает окружающий мир.
Публикация «Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра социальна по своему происхождению и по содержанию и не может полноценно развиваться без общения с взрослым и без разнообразных впечатлений об окружающем мире.
Игровая деятельность во многом способствует развитию двигательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста : мелкой и крупной моторики. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, развивается координация руки и глаза, гибкость и подвижность пальцев и кисти.
Как указывают многие исследователи, наиболее эффективным средством развития мелкой моторики рук маленьких детей напрямую связанным с игровой деятельностью являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры удовлетворяют потребность ребенка в активных движениях, так как предоставляется возможность для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений. Пальчиковые игры связаны с работой фантазии и предусматривают умственную активность, связанную с работой воображения и памяти. Пальчиковые игры очень эмоциональны с одной стороны, а с другой стороны – создают условия для познания окружающего мира.
Основными задачами пальчиков игр в работе с детьми в возрасте 2 - 3-х лет являются:
- ознакомление с частями рук (пальцы, ладонь, рука и пр.);
- развитие ощущение своего тела, чувства разницы между напряжением и расслаблением мышц рук;
- развитие двигательной памяти;
- формирование более точных движений пальцев и всей кисти рук.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребенок видит тот или иной объект.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Елка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») : «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмерка».
4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
5. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения с детьми раннего и младшего дошкольного возраста :
выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
все упражнения, постепенно заменять новыми;
не надо ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
нельзя принуждать ребенка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.
Этапы разучивания пальчиковых игр:
1 этап - взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
2 этап - взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
3 этап - взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4 этап - ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
- перед игрой необходимо с детьми обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
- все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
- выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
- при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
- во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
- все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
Пальчиковые игры необходимо включать как в непосредственно образовательную деятельность, так и вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения должны подбираться так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Одним из подвидов пальчиков игр являются игры-драматизации или пальчиковый театр, основанные на использовании рифмованных историй и потешек. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираются тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно. Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря.
Развитию мелкой моторики детей раннего возраста также способствую различные виды сенсорных игр (Л. А. Венгер, А. И. Сорокина, Э. Г. Пилюгина и др., основанные на манипуляции с предметами и объектами природы (шишки, желуди, песок и пр.) : "Чудесный мешочек", "Пирамидка", "Сделаем бусы для куклы"и др. В данных играх одновременно развиваются умение захватывать предмет, обследовать его рукой, зрительно-моторная координация, массируются зоны руки.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что игровая деятельность способствует разностороннему развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики. Разнообразные виды пальчиков игр формируют точность, плавность, скоординированность движений.