Папки-передвижки

Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка

Валентина Тимофеевна Бусарова
Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка

Бусарова Валентина Тимофеевна,

МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка»,

Иркутская обл., г. Усть-Илимск,

666679, пр. Мира 27, воспитатель.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребенка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить творческими играми детей?

Публикация «Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка» размещена в разделах

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «В действительной жизни дитя не более как дитя существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаветно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – зреющий человек, пробуждающий свои силы и самостоятельно распоряжающийся своими же сознаниями.

Вначале ребенок повторяет за взрослыми одно какое-либо действие с игрушкой, затем два-три действия, связанные общим смыслом, и лишь к концу второго и в начале третьего года он пытается объединить единым содержанием несколько действий: например, покормить куклу, положить ее спать и т. д. Большую часть времени малыш занят предметно-продуктовой деятельностью, которая имеет вполне определенный житейский смысл: ест ложкой из тарелки, снимает с себя одежду, ложась спать, укрывается одеялом и т. д. И эта повседневная деятельность помогает ребенку практически усваивать назначение такой или иной вещи (ложка, посуда для того, чтобы есть, стул, чтобы сидеть и т. д.).

Все это позволяет ребенку научиться играть в сюжетно-отобразительные игры, помогает установить смысловые связи между игрушками.

Игра детей второго года жизни еще не носит индивидуальный характер, но в ней уже закладываются основы дальнейшей совместной игры со сверстниками. Научившись играть один, малыш обретает способность понять игру другого и согласовать с ним свои действия.

Игра как самостоятельная деятельность начинает формироваться уже на первом году жизни ребенка, когда он в процессе содержательного общения с взрослым впервые знакомится с игрушками, рассматривает их, прислушиваться к ним, манипулирует ими. Затем малыш пытается найти характерные свойства предметов и отобразить их в игре (трясет погремушку, катает машинку, наклоняет неваляшку).

В играх малыши отображают только хорошо знакомые им события, они с удовольствием кормят кукол, укладывают спать, купают и т. п. Некоторые воспитатели считают такое содержание игр слишком примитивным и учат малышей более сложным, по их мнению, сюжетам, например, в парикмахерскую или в больницу. При этом взрослые не учитывают того, что может быть ребенок, играющий по предложенному сюжету, лишь механически повторяет заученные действия, т. к. он или никогда не был в парикмахерской, или ее посещение не вызвало у него интереса, положительных эмоций.

Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. Если дома есть телефон, то и в играх ребенок кому-нибудь «звонит», если он знает, как взрослые ухаживают за животными, то эти знания обязательно найдут отражение в играх.

Игра развивается только при подлинном эмоционально-деловом контакте и искреннем доверии. Взрослый на время должен стать как бы ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно, умеющим почувствовать игру другого, придумать что-то интересное, вовремя подсказать, но не делать за малыша то, что он может выполнить сам.

Игра требует очень серьезного и вдумчивого отношения со стороны взрослых. Игры детей раннего возраста отличаются от игр старших дошкольников по содержанию и по характеру взаимоотношений между ребенком и взрослым, между ребенком и сверстниками.

Изредка Катя обращается к маме по поводу своих маленьких, но очень важных для нее дел. Мама спокойно, без снисходительной иронии поддерживает и направляет игру ребенка. Так увлеченно, варьируя и повторяя и повторяя действия с разными игрушками, девочка может играть 30-40 минут.

Какова же роль взрослого в формировании игр малышей. Игра, соответствующая возрастным возможностям ребенка, сама по себе не возникает, так как малышам еще может создавать игровые условия и использовать игрушки по назначению. В этом ему должны помочь взрослые. Следует учить ребенка внимательно наблюдать окружающую жизнь, например, во время прогулки обратить внимание на трудовые действия людей (шофер управляет машиной, дворник лопатой убирает снег и т. д., затем прочитать ему об этом в книге, показать соответствующие картинки. Однако маленький ребенок зачастую не в состоянии перенести в игру то, что он наблюдал, взрослые должны и здесь помочь ему: показать на примере с игрушками, что надо делать с тем или иным предметом, т. е. активизировать его опыт.

Кате полтора года. Девочка сосредоточено, занята игрой: сажает куклу в коляску, расстилает на полу для нее одеяло, старательно заворачивает в него свою дочку, затем подходит к пианино, ударяет по клавишам, вместе с куклой смотрит книгу, снова сажает её в коляску, что-то тихо напевая.

Она способствует всестороннему развитию ребенка, росту его физических и духовных сил. В игре малыш, отражая реальную жизнь, более глубоко познает окружающее, при этом формируется его внимание, наблюдательность, память, мышление и речь. В игре ребенок свободно двигается, совершенствует свои движения, активность создает у него хороший эмоциональный тонус, всё это способствует укреплению его здоровья и физическому развитию.

Сначала малыш фактически копирует действия взрослых. Но уже к полутора годам он начинает вносить в игру и то, что заметил, что его поразило или удивило. В игре формируются нравственные и эстетические качества детей: они учатся сравнивать, отличать хорошее от плохого; опираться на пример близких людей, стремятся быть заботливыми и вежливыми обязательными и дисциплинированными. Играя, малыш многократно повторяет действия с предметами, от этого становиться более ловким, находчивым, умелым. У него появляется уверенность в своих силах, вырабатывается способность организовывать сначала индивидуальную игру, а также и игру с товарищами.

Литература:

1. Давидчук А. Н. «Обучение и игра» : (Метод. пособие). – М. 2006г. С. 168.

2. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ. Под ред. Оверчук Т. И. сост. Горб Р. А – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.

3. Урунтаева Г. А. «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте» Дошкольная психология. – М., 1999г. С. 64-85.

Публикации по теме:

«Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка» «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка» «Чтобы вырасти здоровым ребёнком, детям не требуется много читать – им требуется уметь играть!».

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. В. Оклендер В каждом.

Консультация для педагогов «Как рассказать родителям дошкольников, что такое игра в жизни ребенка» Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Игра - неисчерпаемый источник радости для ребенка, она наполняет его жизнь.

Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дидактическая игра в жизни ребенка» “Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра.

Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»Постановка проблемы: «Современные дети играют очень мало или совсем.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» Всем нам известно, что участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Как правило, игра - это фаза серьезной деятельности. Родителям.

Консультация для родителей «Народная подвижная игра в жизни ребенка» «Народная подвижная игра в жизни ребенка» (консультация для родителей) Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных.

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности и выборе игрушек у детей среднего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка. Проект «Мир театра» ВидеоСюжетно-ролевая игра в жизни ребенка. Проект «Мир театра» Видео ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 875» 119526, Москва,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 10:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Тимофеевна Бусарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД