Валентина Тимофеевна Бусарова
Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка
Бусарова Валентина Тимофеевна,
МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка»,
Иркутская обл., г. Усть-Илимск,
666679, пр. Мира 27, воспитатель.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребенка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить творческими играми детей?
Публикация «Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка» размещена в разделах
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «В действительной жизни дитя не более как дитя существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаветно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – зреющий человек, пробуждающий свои силы и самостоятельно распоряжающийся своими же сознаниями.
Вначале ребенок повторяет за взрослыми одно какое-либо действие с игрушкой, затем два-три действия, связанные общим смыслом, и лишь к концу второго и в начале третьего года он пытается объединить единым содержанием несколько действий: например, покормить куклу, положить ее спать и т. д. Большую часть времени малыш занят предметно-продуктовой деятельностью, которая имеет вполне определенный житейский смысл: ест ложкой из тарелки, снимает с себя одежду, ложась спать, укрывается одеялом и т. д. И эта повседневная деятельность помогает ребенку практически усваивать назначение такой или иной вещи (ложка, посуда для того, чтобы есть, стул, чтобы сидеть и т. д.).
Все это позволяет ребенку научиться играть в сюжетно-отобразительные игры, помогает установить смысловые связи между игрушками.
Игра детей второго года жизни еще не носит индивидуальный характер, но в ней уже закладываются основы дальнейшей совместной игры со сверстниками. Научившись играть один, малыш обретает способность понять игру другого и согласовать с ним свои действия.
Игра как самостоятельная деятельность начинает формироваться уже на первом году жизни ребенка, когда он в процессе содержательного общения с взрослым впервые знакомится с игрушками, рассматривает их, прислушиваться к ним, манипулирует ими. Затем малыш пытается найти характерные свойства предметов и отобразить их в игре (трясет погремушку, катает машинку, наклоняет неваляшку).
В играх малыши отображают только хорошо знакомые им события, они с удовольствием кормят кукол, укладывают спать, купают и т. п. Некоторые воспитатели считают такое содержание игр слишком примитивным и учат малышей более сложным, по их мнению, сюжетам, например, в парикмахерскую или в больницу. При этом взрослые не учитывают того, что может быть ребенок, играющий по предложенному сюжету, лишь механически повторяет заученные действия, т. к. он или никогда не был в парикмахерской, или ее посещение не вызвало у него интереса, положительных эмоций.
Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. Если дома есть телефон, то и в играх ребенок кому-нибудь «звонит», если он знает, как взрослые ухаживают за животными, то эти знания обязательно найдут отражение в играх.
Игра развивается только при подлинном эмоционально-деловом контакте и искреннем доверии. Взрослый на время должен стать как бы ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно, умеющим почувствовать игру другого, придумать что-то интересное, вовремя подсказать, но не делать за малыша то, что он может выполнить сам.
Игра требует очень серьезного и вдумчивого отношения со стороны взрослых. Игры детей раннего возраста отличаются от игр старших дошкольников по содержанию и по характеру взаимоотношений между ребенком и взрослым, между ребенком и сверстниками.
Изредка Катя обращается к маме по поводу своих маленьких, но очень важных для нее дел. Мама спокойно, без снисходительной иронии поддерживает и направляет игру ребенка. Так увлеченно, варьируя и повторяя и повторяя действия с разными игрушками, девочка может играть 30-40 минут.
Какова же роль взрослого в формировании игр малышей. Игра, соответствующая возрастным возможностям ребенка, сама по себе не возникает, так как малышам еще может создавать игровые условия и использовать игрушки по назначению. В этом ему должны помочь взрослые. Следует учить ребенка внимательно наблюдать окружающую жизнь, например, во время прогулки обратить внимание на трудовые действия людей (шофер управляет машиной, дворник лопатой убирает снег и т. д., затем прочитать ему об этом в книге, показать соответствующие картинки. Однако маленький ребенок зачастую не в состоянии перенести в игру то, что он наблюдал, взрослые должны и здесь помочь ему: показать на примере с игрушками, что надо делать с тем или иным предметом, т. е. активизировать его опыт.
Кате полтора года. Девочка сосредоточено, занята игрой: сажает куклу в коляску, расстилает на полу для нее одеяло, старательно заворачивает в него свою дочку, затем подходит к пианино, ударяет по клавишам, вместе с куклой смотрит книгу, снова сажает её в коляску, что-то тихо напевая.
Она способствует всестороннему развитию ребенка, росту его физических и духовных сил. В игре малыш, отражая реальную жизнь, более глубоко познает окружающее, при этом формируется его внимание, наблюдательность, память, мышление и речь. В игре ребенок свободно двигается, совершенствует свои движения, активность создает у него хороший эмоциональный тонус, всё это способствует укреплению его здоровья и физическому развитию.
Сначала малыш фактически копирует действия взрослых. Но уже к полутора годам он начинает вносить в игру и то, что заметил, что его поразило или удивило. В игре формируются нравственные и эстетические качества детей: они учатся сравнивать, отличать хорошее от плохого; опираться на пример близких людей, стремятся быть заботливыми и вежливыми обязательными и дисциплинированными. Играя, малыш многократно повторяет действия с предметами, от этого становиться более ловким, находчивым, умелым. У него появляется уверенность в своих силах, вырабатывается способность организовывать сначала индивидуальную игру, а также и игру с товарищами.
Литература:
1. Давидчук А. Н. «Обучение и игра» : (Метод. пособие). – М. 2006г. С. 168.
2. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ. Под ред. Оверчук Т. И. сост. Горб Р. А – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
3. Урунтаева Г. А. «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте» Дошкольная психология. – М., 1999г. С. 64-85.