Барно Одинаева
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская область
В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства уходит игра. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Это во многом формируется из-за вечно спешащих взрослых: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Изменились и сами игрушки. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых. Их идеологию, технологию, вкусы, моду и т. д. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм. Игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего - изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Играя в такие игрушки, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека - к куклам. Если в XX веке девочки играли с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби, а мальчики играют в страшных трансформеров. И это печально…
Публикация «Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников» размещена в разделах
Именно сегодня нам необходимо вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Вернуть игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Повысить статус игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включить в процесс эффективные формы работы с детьми : ИКТ, проектную деятельность, игровые, проблемно – обучающие ситуации.
Игра является одним из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Она оказывает многообразное влияние на психическое развитие ребенка. Д. Б. Эльконин писал: «Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность». Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Игра нередко (и по праву) сравнивается с зеркалом социального статуса ребенка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», необходимым для здоровья ребенка». Одним словом, утверждение, что ребенок развивается в игре, давно уже ни у кого не вызывает сомнений.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так в игре начинают развиваться произвольные поведения, произвольные внимание и память. В условиях игры дети дошкольного возраста лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет - заместитель становиться опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок дошкольного возраста переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра способствует развитию творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Игра – это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд, преодоление себя. Руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от педагогов требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в каждого ребенка и, конечно же, умение любить.
Какой бы не была игра, она первым делом должна приносить удовольствие ребенку. Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребёнка. Дети в нашем обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.