Акуленец Татьяна Анатольевна
Технология проведения игры
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТАПЫ ИГРЫ
Технология проведения игры состоит из следующих этапов:
1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
В подготовку к проведению игры входят :
Публикация «Технология проведения игры» размещена в разделах
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места для игры;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуальное участие);
- подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
- подготовка к игре самого педагога (изучение и осмысление всего хода игры, своего места в игре, методы руководства игрой и пр.);
- подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи).
2. Этап проведения (непосредственно процесс игры).
Этот этап включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей пра-вильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- участие педагога в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задач, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).
3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эф-фективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятель-ной игровой деятельности ребят.
При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплиниро-ванность.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Он может сказать: «Новая игра будет ещё интереснее».
Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые - полезные и увлекательные.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения : какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ прошедшей игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Не надо! Ребенку навязывать никакой определенной программы деятельности. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
Не надо! Ребенку навязывать новую игру, он вовлекается в нее с помо-щью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
Надо! Организовать предметную среду, оснащенную развивающими играми. Взрослыми создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
Надо! Взрослому активно участвовать в освоении новой игры. В даль-нейшем ребенок может играть самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».
Надо! Перед ребенком ставить задачи, которые постепенно усложняются.
Надо! Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
Не надо! Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полно-стью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно. Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу игры.
Не надо! Делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Надо! Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к более легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.
Надо! Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
8. ЭТАПЫ ИГРЫ
Технология проведения игры состоит из следующих этапов:
1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
В подготовку к проведению игры входят :
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места для игры;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуальное участие);
- подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
- подготовка к игре самого педагога (изучение и осмысление всего хода игры, своего места в игре, методы руководства игрой и пр.);
- подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи).
2. Этап проведения (непосредственно процесс игры).
Этот этап включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей пра-вильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- участие педагога в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задач, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).
3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эф-фективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятель-ной игровой деятельности ребят.
При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплиниро-ванность.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Он может сказать: «Новая игра будет ещё интереснее».
Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые - полезные и увлекательные.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения : какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ прошедшей игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Не надо! Ребенку навязывать никакой определенной программы деятельности. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
Не надо! Ребенку навязывать новую игру, он вовлекается в нее с помо-щью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
Надо! Организовать предметную среду, оснащенную развивающими играми. Взрослыми создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
Надо! Взрослому активно участвовать в освоении новой игры. В даль-нейшем ребенок может играть самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».
Надо! Перед ребенком ставить задачи, которые постепенно усложняются.
Надо! Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
Не надо! Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полно-стью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно. Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу игры.
Не надо! Делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Надо! Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к более легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.
Надо! Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.