Наталья Климова
Игра-викторина «История старины глубокой»
Игра – викторина «История старины глубокой.»
Задачи:
- обогащение знаний о быте людей Нижегородского края,
- развивать и обогащать словарь детей через ознакомление с бытом людей Нижегородского края,
- развивать речь, память, мышление, активизировать словарь(
-воспитывать интерес к жизни наших предков,
- закрепить элементарные представления о том, как начиналось русское государство; воспитывать уважение к своему народу.
Материал к занятию:
- создание мини музея в группе,
- выставка предметов народных промыслов – хохлома,
Публикация «Игра-викторина „История старины глубокой“» размещена в разделах
- музыкальные инструменты: шумелки, трещетки, свистульки и т. д. ,
- альбомы по данной теме, книги, иллюстрации,
- старинные предметы быта : ухват, чугун, коромысло и т. д. ,
- костюмы, вышивки.
Словарь: изба, горница, красный угол, бабий кут, ларец, ухват, коромысло, чугун, передник, подол, порты, туясок, зипун, кафтан, лапти, душегрейка, уста, чело, очи, перста, рубить, запрягать, ткать, сеять….
Ход занятия:
- Добрый день, ребята! Согласитесь, как интересна наша жизнь. Каждый день вы узнаете что-то новое, занимаетесь любимым делом, ходите в детский сад, общаетесь и, конечно, мечтаете о будущем. Я же хочу пригласить вас в прошлое, в те времена, когда на земле жили наши предки: прабабушки, прадедушки. Наша судьба неразлучна от судьбы нашей Родины, и мы с вами должны знать ее историю. Интересно же узнать, как жили люди раньше на Руси! Чем занимались, о чем мечтали, думали, как одевались?
… Очень часто за событиями дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычней
Нам полеты на луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
Итак, предлагаю вам сейчас сыграть в игру - викторину «Как жили люди на Руси». Узнаем, действительно ли мы знаем русскую народную культуру.
Для этого нам надо разделиться на две команды: сударушка и лебедушка.
Викторина напомнит нам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях – кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри.
1 тур. Записка из ларца.
- Какие мастера славились ранее на Руси? (плотники, кузнецы, ювелиры, ткачи,
- Внимание экран ( картинки: избы терема, лавки, столы)
- Как называют мастеров построивших все это? (плотники).
- Какими инструментами работали плотники? (топором, долотом, стамеской)
Рассказы детей.
1. Да, из простых пород дерева простыми инструментами плотники строили целые города, деревни.
2. Плотники строили терема, избы, украшали их резьбой.
- Что украшали мастера на внешней части дома? (крылышки у крыши, ставни, заборы)
- Какие элементы для украшения они использовали и что это означает?
Дети:
Круг – это солнце, связанное с мечтой. Дуга – радуга, тепло, лето. Мастера выполняли эту работу стамеской.
- Чья команда лучше прочтет стихотворение о мастерах.
И с рубанком и с пилой я умею обращаться
И гвоздями с молотком очень просто управляться
Я по дереву работник, кто такой я?. плотник
….Как на нашей улице мастера живут
Своим трудом любуются, радость нам несут
Пока жюри подводит итоги для зрителе песня «Во кузнице»
2 тур.
- Внимание экран (русские печи в домах)
Вопрос: Зачем нужна была печь?
Кто ее складывал?
В каких сказках упоминается о печи?
Дети:
- Человек, который умел складывать печь называется печник. В деревне он пользовался почетом. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной.
- Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, готовили еду для семьи и для животных. Любили печь старики и дети.
- Уголок хозяйки, где готовили еду называется бабий кут – кухня
- О русской печке говорится в сказках «Гуси – лебеди» (называли печку ласково – матушка, голубушка, спрячь меня….); «Емеля», «Баба Яга» и т. д.
На экране различная посуда – утварь.
Вопрос: Назовите мастеров, которые делали такую посуду, из чего?
На экране различная посуда: сосуд, глубокая чашка, ковши, чугуны, горшки.
Рассказы детей:
1. Эту посуду делали гончары из глины на вертящемся круге, руками. Наносили красивые узоры тонкой палочкой, пальцем. Обливали глазурью, затем обжигали в печи, чтобы посуда была крепкой и красивой.
…На топтале был
На кружале был
На пожаре был
Домой пришел-
Семью кормил
(глиняный горшок)
2. Во-ку, во-кузнице
Во кузнецы молодые кузнецы
Они куют приговаривают
Чеботами приколачивают.
- Пламя, икры раскаленного металла – все это происходит в кузнице. Куют кузницы посуду: ножи, ложки; орудия труда: топоры, косы, серпы, подковы; оружие, доспехи: мечи, сабли, кольчуги, шлемы. Еще называют кузнецов – литейщиками. Они отливают из горячего металла пушки, колокола. (Слышан звон колоколов)
Воспитатель читает:
Колокола! Ваш звучный звон
Живет в нем радость, клич и стон
Как отголосок жизни бывшей.
(Раньше колокола звонили при пожаре, беде или какого – либо события).
Пока жюри подводит итоги второго тура, мы поиграем в игру колокольчик.
3 тур. «Записка из ларца»
Читаю:
Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама,
Всех чудес чудесней наша хохлома
(На выставке, на полках расставлены хохломские предметы)
Вопросы:
- Где делали эти предметы?
- Из чего они сделаны?
- Как называют узор, которым они украшены?
- Какими элементами пользуются художники?
Дети, рассказ:
1. Это хохломские изделия – блюда, ложки, супница…. Делали их из дерева на хохломской фабрике в городе Семеново. Они украшены необычными узорами: ягодами (смородина, клубника, листочками, травкой (реснички, завитки, усики, осочки).
2. Это хохломские изделия - утка – солонка, братина, ваза… Художники наносили узор, покрывали лаком, заколяли предметы в печи. Посуда за счет красок и жара печи становилась золотой. Ее так и зазвали золотая хохлома.
Стихи 1:
Разные ложки и ковши и плошки
Ты разгляди-ка не спеши
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы
Стихи 2:
Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Жюри подводит итоги. В это время конкурс для зрителей «Умелые руки не знают скуки»
Воспит. говорит: Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великих произведениях наших предках декоративно-прикладного искусства. Вам, гости, дети загадают загадки о художественных промыслах. О каком из них пойдет речь?
1 загадка.
Веселая белая глина, кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски.
И всадники, и ребятня.
Скорее, друзья, отгадайте,
О чем говорю сейчас я?
(дымковские игрушки)
2 загадка.
Снежно белая посуда.
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела-
Голубыми, синими, нежными, красивыми
(Гжельская роспись)
3 загадка.
Из липы доски сделаны и прялки, и лошадки
Цветами разрисованы,
Как-будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(городецкая роспись)
4 тур.
Загадка.
Горит дорожка два вышитых конца
Помойся хоть немножко
Испачкаешь меня
(полотенце)
Особенно нарядным это полотенце делает вышивка.
Вышивка – одно из самых любимых видов народного искусства.
Много обычаев связано с одеждой. На протяжении веков она менялась. Внимание экран. (На экране различная одежда русских людей, живших на Руси)
Вопросы:
- Что носили наши предки в далекие годы?
-Что обязательным было в одежде русского человека?
- Что такое оберег?
Дети:
1. Главной одеждой человека оставалась рубаха. Рубаха была с глухим воротом и длинными рукавами. Украшали рубаху узором - рукава, ворот. На праздники надевали богато расшитую рубаху и порты.
2. Сарафан – женская одежда. Обязательным предметом был фартук. По нему можно было узнать, из какой деревни и сколько у бабы детей. Если на фартуке петушки, то это сыновья, если курочки, то дочки. Пояс – главный элемент одежды. Если нет пояса, то человек считался беспутным, бродягой.
Вопрос: Так что такое оберег?
1. Вышивка яркая по краям одежды – на рукаве, воротнике и по подолу.
Как Матрена одевалась
В сарафанчик наряжалась
2. Как Матрена заплеталась
Да платочком покрывалась.
Вопрос: Назовите головные уборы? (кокошник, повязка, «соборник», сорока с мохрами….)
Внимание экран. Еще раз рассмотрите это головные уборы.
Воспит. : Они были связаны с небом. Их украшали определенной символикой: солнце, звезд, птиц, используя нити украшения.
Вопрос:
- Что такое панево? (Юбка из трех клиньев, у талии поясок)
- Что такое душегрейка, епаночка, зипун, кафтан? (Епаночка – короткая кофточка. Зипун – одевали мужчины под кафтан на рубаху. Душегрейка – клешеная кофточка для женщин.)
- Что было самым дорогим в русском костюме? (Пуговицы. Их делали из дорого камня с куриное яйцо. Делали из золота, серебра, железа, хрусталя. Чем дороже пуговица, тем человек богаче)
Воспитатель:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси, родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Жюри подводит итоги.
5 тур. По одежде встречают по уму провожают.
Народ создал пословицы.
Задание: Продолжи пословицу.
- Куй железо….пока горячо
- Один в поле…не воин
- Что посеешь….то пожнешь!
- Век живи…. век учись.
-Слово не воробей…вылетет, не поймаешь.
- Не спиши языком…торопись делом.
- Под лежачей камень… вода не течет.
- Не имей сто рублей…. а имей сто друзей.
А сейчас давайте попробуем объяснить смысл пословиц:
1. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Долог день до вечера, коли делать нечего
3. Кто не работает, тот не ест
4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
5. Как аукнется, так и откликнется
6. Поспешишь – людей насмешишь
7. Делу время, а потехи час
8. Кончил дело – гуляй смело.
Восп. : Сколько лет прошло, столетий, со времен возникновения этих пословиц, но они до сих пор живут и удивляют нас своею мудростью.
Вопрос: На каком языке мы с вами общаемся? (на русском)
- Да, а в старину русские люди говорили на церковно-славянском языке.
Задание: Проверим, сможете ли вы понять смысл слов, которыми общались наши предки: сын – чадо, лоб – чело, глаза – очи, топор – сечево, идет – грядет, говорить – глоголить, трудиться – прилежать.
Вопрос: (предметы яблоко., каравай, перышко, веревочка) Простые предметы вдохновляли наших предков на создание крылатых выражений.
- Сколько веревочке не виться, а конец будет (когда – нибудь самая длинная нить заканчивается… Так и ложь станет известна)
- На чужой каравай рот не разевай (на чужое не надейся, не расчитывай).
- Яблоко раздора (причина спора)
- Ни пуха, ни пера (пожелание успеха, удачи)
Жюри подводит итоги.
Вопрос: Чья команда победила?
Восп. : Жизнь наших предков была нелегкой, у них не было таких чудес техники какие знают ваши родители. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили и верили в чудеса, добро и его победу над злом.
Живут они и хранят всвоей обычаи давние, знают травы заветные, чтут слово народное.
Достойны они уважения и признательности.
Своими поступками, примерами своей жизни они напоминают нам, во имя чего мы родились на свет: во имя добра.
Дети:
…Россия, Русь моя!
Как же мне не гордиться тобой и твоей необычной судьбой.
Я горюю, когда опечалена ты
А улыбка моя от твоей доброты
Ты, Россия, как совесть, как солнце для нас
Каждый день, каждый час.
(Л. Хаустов)