Папки-передвижки

Игра-викторина «История старины глубокой»

Наталья Климова
Игра-викторина «История старины глубокой»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – викторина «История старины глубокой

Задачи:

- обогащение знаний о быте людей Нижегородского края,

- развивать и обогащать словарь детей через ознакомление с бытом людей Нижегородского края,

- развивать речь, память, мышление, активизировать словарь(

-воспитывать интерес к жизни наших предков,

- закрепить элементарные представления о том, как начиналось русское государство; воспитывать уважение к своему народу.

Материал к занятию:

- создание мини музея в группе,

- выставка предметов народных промыслов – хохлома,

Публикация «Игра-викторина „История старины глубокой“» размещена в разделах

- музыкальные инструменты: шумелки, трещетки, свистульки и т. д. ,

- альбомы по данной теме, книги, иллюстрации,

- старинные предметы быта : ухват, чугун, коромысло и т. д. ,

- костюмы, вышивки.

Словарь: изба, горница, красный угол, бабий кут, ларец, ухват, коромысло, чугун, передник, подол, порты, туясок, зипун, кафтан, лапти, душегрейка, уста, чело, очи, перста, рубить, запрягать, ткать, сеять….

Ход занятия:

- Добрый день, ребята! Согласитесь, как интересна наша жизнь. Каждый день вы узнаете что-то новое, занимаетесь любимым делом, ходите в детский сад, общаетесь и, конечно, мечтаете о будущем. Я же хочу пригласить вас в прошлое, в те времена, когда на земле жили наши предки: прабабушки, прадедушки. Наша судьба неразлучна от судьбы нашей Родины, и мы с вами должны знать ее историю. Интересно же узнать, как жили люди раньше на Руси! Чем занимались, о чем мечтали, думали, как одевались?

… Очень часто за событиями дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более привычней

Нам полеты на луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Итак, предлагаю вам сейчас сыграть в игру - викторину «Как жили люди на Руси». Узнаем, действительно ли мы знаем русскую народную культуру.

Для этого нам надо разделиться на две команды: сударушка и лебедушка.

Викторина напомнит нам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях – кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри.

1 тур. Записка из ларца.

- Какие мастера славились ранее на Руси? (плотники, кузнецы, ювелиры, ткачи,

- Внимание экран ( картинки: избы терема, лавки, столы)

- Как называют мастеров построивших все это? (плотники).

- Какими инструментами работали плотники? (топором, долотом, стамеской)

Рассказы детей.

1. Да, из простых пород дерева простыми инструментами плотники строили целые города, деревни.

2. Плотники строили терема, избы, украшали их резьбой.

- Что украшали мастера на внешней части дома? (крылышки у крыши, ставни, заборы)

- Какие элементы для украшения они использовали и что это означает?

Дети:

Круг – это солнце, связанное с мечтой. Дуга – радуга, тепло, лето. Мастера выполняли эту работу стамеской.

- Чья команда лучше прочтет стихотворение о мастерах.

И с рубанком и с пилой я умею обращаться

И гвоздями с молотком очень просто управляться

Я по дереву работник, кто такой я?. плотник

….Как на нашей улице мастера живут

Своим трудом любуются, радость нам несут

Пока жюри подводит итоги для зрителе песня «Во кузнице»

2 тур.

- Внимание экран (русские печи в домах)

Вопрос: Зачем нужна была печь?

Кто ее складывал?

В каких сказках упоминается о печи?

Дети:

- Человек, который умел складывать печь называется печник. В деревне он пользовался почетом. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной.

- Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, готовили еду для семьи и для животных. Любили печь старики и дети.

- Уголок хозяйки, где готовили еду называется бабий кут – кухня

- О русской печке говорится в сказках «Гуси – лебеди» (называли печку ласково – матушка, голубушка, спрячь меня….); «Емеля», «Баба Яга» и т. д.

На экране различная посуда – утварь.

Вопрос: Назовите мастеров, которые делали такую посуду, из чего?

На экране различная посуда: сосуд, глубокая чашка, ковши, чугуны, горшки.

Рассказы детей:

1. Эту посуду делали гончары из глины на вертящемся круге, руками. Наносили красивые узоры тонкой палочкой, пальцем. Обливали глазурью, затем обжигали в печи, чтобы посуда была крепкой и красивой.

…На топтале был

На кружале был

На пожаре был

Домой пришел-

Семью кормил

(глиняный горшок)

2. Во-ку, во-кузнице

Во кузнецы молодые кузнецы

Они куют приговаривают

Чеботами приколачивают.

- Пламя, икры раскаленного металла – все это происходит в кузнице. Куют кузницы посуду: ножи, ложки; орудия труда: топоры, косы, серпы, подковы; оружие, доспехи: мечи, сабли, кольчуги, шлемы. Еще называют кузнецов – литейщиками. Они отливают из горячего металла пушки, колокола. (Слышан звон колоколов)

Воспитатель читает:

Колокола! Ваш звучный звон

Живет в нем радость, клич и стон

Как отголосок жизни бывшей.

(Раньше колокола звонили при пожаре, беде или какого – либо события).

Пока жюри подводит итоги второго тура, мы поиграем в игру колокольчик.

3 тур. «Записка из ларца»

Читаю:

Роспись хохломская, словно колдовская

В сказочную песню просится сама,

Всех чудес чудесней наша хохлома

(На выставке, на полках расставлены хохломские предметы)

Вопросы:

- Где делали эти предметы?

- Из чего они сделаны?

- Как называют узор, которым они украшены?

- Какими элементами пользуются художники?

Дети, рассказ:

1. Это хохломские изделия – блюда, ложки, супница…. Делали их из дерева на хохломской фабрике в городе Семеново. Они украшены необычными узорами: ягодами (смородина, клубника, листочками, травкой (реснички, завитки, усики, осочки).

2. Это хохломские изделия - утка – солонка, братина, ваза… Художники наносили узор, покрывали лаком, заколяли предметы в печи. Посуда за счет красок и жара печи становилась золотой. Ее так и зазвали золотая хохлома.

Стихи 1:

Разные ложки и ковши и плошки

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы

Стихи 2:

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Жюри подводит итоги. В это время конкурс для зрителей «Умелые руки не знают скуки»

Воспит. говорит: Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великих произведениях наших предках декоративно-прикладного искусства. Вам, гости, дети загадают загадки о художественных промыслах. О каком из них пойдет речь?

1 загадка.

Веселая белая глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски.

И всадники, и ребятня.

Скорее, друзья, отгадайте,

О чем говорю сейчас я?

(дымковские игрушки)

2 загадка.

Снежно белая посуда.

Расскажи-ка ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела-

Голубыми, синими, нежными, красивыми

(Гжельская роспись)

3 загадка.

Из липы доски сделаны и прялки, и лошадки

Цветами разрисованы,

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(городецкая роспись)

4 тур.

Загадка.

Горит дорожка два вышитых конца

Помойся хоть немножко

Испачкаешь меня

(полотенце)

Особенно нарядным это полотенце делает вышивка.

Вышивка – одно из самых любимых видов народного искусства.

Много обычаев связано с одеждой. На протяжении веков она менялась. Внимание экран. (На экране различная одежда русских людей, живших на Руси)

Вопросы:

- Что носили наши предки в далекие годы?

-Что обязательным было в одежде русского человека?

- Что такое оберег?

Дети:

1. Главной одеждой человека оставалась рубаха. Рубаха была с глухим воротом и длинными рукавами. Украшали рубаху узором - рукава, ворот. На праздники надевали богато расшитую рубаху и порты.

2. Сарафан – женская одежда. Обязательным предметом был фартук. По нему можно было узнать, из какой деревни и сколько у бабы детей. Если на фартуке петушки, то это сыновья, если курочки, то дочки. Пояс – главный элемент одежды. Если нет пояса, то человек считался беспутным, бродягой.

Вопрос: Так что такое оберег?

1. Вышивка яркая по краям одежды – на рукаве, воротнике и по подолу.

Как Матрена одевалась

В сарафанчик наряжалась

2. Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

Вопрос: Назовите головные уборы? (кокошник, повязка, «соборник», сорока с мохрами….)

Внимание экран. Еще раз рассмотрите это головные уборы.

Воспит. : Они были связаны с небом. Их украшали определенной символикой: солнце, звезд, птиц, используя нити украшения.

Вопрос:

- Что такое панево? (Юбка из трех клиньев, у талии поясок)

- Что такое душегрейка, епаночка, зипун, кафтан? (Епаночка – короткая кофточка. Зипун – одевали мужчины под кафтан на рубаху. Душегрейка – клешеная кофточка для женщин.)

- Что было самым дорогим в русском костюме? (Пуговицы. Их делали из дорого камня с куриное яйцо. Делали из золота, серебра, железа, хрусталя. Чем дороже пуговица, тем человек богаче)

Воспитатель:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси, родной, умельцах

На весь мир молва идет.

Жюри подводит итоги.

5 тур. По одежде встречают по уму провожают.

Народ создал пословицы.

Задание: Продолжи пословицу.

- Куй железо….пока горячо

- Один в поле…не воин

- Что посеешь….то пожнешь!

- Век живи…. век учись.

-Слово не воробей…вылетет, не поймаешь.

- Не спиши языком…торопись делом.

- Под лежачей камень… вода не течет.

- Не имей сто рублей…. а имей сто друзей.

А сейчас давайте попробуем объяснить смысл пословиц:

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Долог день до вечера, коли делать нечего

3. Кто не работает, тот не ест

4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

5. Как аукнется, так и откликнется

6. Поспешишь – людей насмешишь

7. Делу время, а потехи час

8. Кончил дело – гуляй смело.

Восп. : Сколько лет прошло, столетий, со времен возникновения этих пословиц, но они до сих пор живут и удивляют нас своею мудростью.

Вопрос: На каком языке мы с вами общаемся? (на русском)

- Да, а в старину русские люди говорили на церковно-славянском языке.

Задание: Проверим, сможете ли вы понять смысл слов, которыми общались наши предки: сын – чадо, лоб – чело, глаза – очи, топор – сечево, идет – грядет, говорить – глоголить, трудиться – прилежать.

Вопрос: (предметы яблоко., каравай, перышко, веревочка) Простые предметы вдохновляли наших предков на создание крылатых выражений.

- Сколько веревочке не виться, а конец будет (когда – нибудь самая длинная нить заканчивается… Так и ложь станет известна)

- На чужой каравай рот не разевай (на чужое не надейся, не расчитывай).

- Яблоко раздора (причина спора)

- Ни пуха, ни пера (пожелание успеха, удачи)

Жюри подводит итоги.

Вопрос: Чья команда победила?

Восп. : Жизнь наших предков была нелегкой, у них не было таких чудес техники какие знают ваши родители. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили и верили в чудеса, добро и его победу над злом.

Живут они и хранят всвоей обычаи давние, знают травы заветные, чтут слово народное.

Достойны они уважения и признательности.

Своими поступками, примерами своей жизни они напоминают нам, во имя чего мы родились на свет: во имя добра.

Дети:

…Россия, Русь моя!

Как же мне не гордиться тобой и твоей необычной судьбой.

Я горюю, когда опечалена ты

А улыбка моя от твоей доброты

Ты, Россия, как совесть, как солнце для нас

Каждый день, каждый час.

(Л. Хаустов)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра-викторина «Путешествие в Мир сказки» для детей 5–6 летИгра-викторина «Путешествие в Мир сказки» для детей 5–6 лет Игра-викторина на тему: «Путешествие в Мир сказки» Возрастная группа: 5-6 лет Цель: Обобщение знаний детей о мире сказок и мультфильмов.

Дидактические игры «Предметы русской старины»Дидактические игры «Предметы русской старины» Одной из годовых задач нашего детского сада является - приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России в условиях ФГОС.

Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия» Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия» Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского.

Игра-викторина «Россия — Родина моя!» Цель: Развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: • Обобщить и систематизировать знания детей.

Игра-викторина с презентацией «Сказки Ш. Перро в музыке П. И. Чайковского» Игра-викторина с презентацией «Сказки Ш. Перро в музыке П. И. Чайковского»Предлагаю вашему вниманию игру-викторину по сказкам Шарля Перро и.

Игра-викторина «Умники и умницы» для детей 5–7 летИгра-викторина «Умники и умницы» для детей 5–7 лет Игра-викторина "УМНИКИ И УМНИЦЫ"для детей 5-7 лет. Игра предназначена для небольшой компании от двух до шести человек. Задачи: -систематизировать.

Игра-викторина «За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём»Игра-викторина «За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём» Первый день театрального фестиваля. Ведущая. За каждый правильный ответ даётся фишка. Мои помощники – скоморохи будут раздавать фишки. А.

Итоговое мероприятие «Игра-викторина «Наши права»Итоговое мероприятие «Игра-викторина «Наши права» Игра – викторина «Наши права» Цель: В интересной и занимательной форме закрепить с детьми Декларацию прав ребенка. Задачи: Образовательные:.

Мини-музей «Предметы старины глубокой»Мини-музей «Предметы старины глубокой» Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Народная мудрость О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,.

Проект «Город русской старины!»Проект «Город русской старины!» Проект: долгосрочный. Актуальность темы: в настоящее время очень остро стоит вопрос возрождения облика города. Без знания прошлого, всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-викторина «История старины глубокой»
Опубликовано: 13 марта 2021 в 13:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-викторина «История старины глубокой»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Климова (УИ 2490309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД