Ирина Шишмарёва
Конспект родительского собрания «Традиции семейного воспитания казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»
Конспект родительского собрания
«Традиции семейного воспитания казаков»
Выполнила:
воспитатель - наставник казачат
высшей квалификационной категории
Шишмарёва Ирина Владимировна
г. Троицк – апрель, 2024г.
Родительского собрания на тему:
«Традиции семейного воспитания казаков»
Форма проведения : круглый стол
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях казачества, формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании.
Воспитатель: Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности. Хотим попросить вас быть активными, инициативными, придерживаться следующих правил:
- Время свято – гори ясно и сжато.
-Закон один: все слушают, когда говорит один.
Воспитатель: Не согласен - возражай, возражай – предлагай, предлагаешь – действуй.
Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц, необходимо их собрать и прочитать.
Родители делятся на группы и собирают пословицы.
Воспитатель: И так, давайте послушаем, что у нас получилось
Родителями зачитываются пословицы.
Как вы думаете, к какому виду воспитания относится эта пословица?
- Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание)
-Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание)
-Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание)
Воспитатель: Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
А настроить нас на беседу о казачьих традициях помогут наши воспитанники.
Воспитатель: Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражения в их многовековом опыте и раскрытию в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколения традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.
Воспитатель: Казачьи семьи и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Воспитание в казачьих семьях строилось в основном на принципах «Домостроя». Глава в семье – самый опытный и старый казак. Слушать его и почитать – первая заповедь.
В воспитании родители всегда стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности.
Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть свой вклад в общем деле.
Воспитатель: Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым – значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрым – всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине.
Родители внушали детям: будьте милосердны, живите своим умом и чужими чувствами. А жить чужими чувствами – значит чувствовать боль рядом живущего, переживать его судьбу, проявлять заботу о нем. Жить только для себя недостойно для казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других.
Как воспитывали казаки своих сыновей и дочерей,
с демонстрацией презентации «Казачьи традиции и обычаи в воспитании детей».
Воспитатель: Старшее поколение казаков старалось привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в селе. Посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков и т. д.
А знаем ли мы своих предков, свои корни?
Ответы родителей:
Воспитатель: Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Дошкольный возраст – фундамент общего возраста ребенка, стартовый переход всех высоких человеческих начал. Все начинается с семьи, с ее традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребенок берет пример, которым подражает, по которым он строит свое поведение.
Вопрос родителям: Какие казачьи традиции Вы знаете?
Ответы родителей
Воспитатель: Предлагаем вам игру «Объясни слово» за каждый правильный ответ вы получаете фишку. Кто больше всего фишек соберет, тот получит приз.
Игры с родителями.
Воспитатель: Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство, когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребенок быстро развивается физически, умственно, нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старены, в основе которых лежали вековые идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и любви к родной станице, к своей Родине.
Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила нас на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс их ознакомления с историческим, культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы стоите перед порогом школы и конечно, мечтаете о том чтобы ваш ребенок был самым самым….на память о нашей встрече предлагаем сделать оберег.
Возьмите солнышко и разделите лучики – нитки на 6 частей, на них мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать:
«Привязываю красную ленточку, чтобы дети были здоровы»
«Привязываю синюю ленточку, чтобы дети были умными»
«Зеленую ленточку чтобы были жизнерадостными»
«Оранжевую ленточку – добродушными»
«Желтую ленточку – ласковыми»
«Розовую ленточку – послушными»
Любите своих детей всегда, уважайте своих детей всегда, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже Человек! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребенок, ваше солнышко всегда согреет вас, дарит вам тепло, свет, ласку и радость!
Заключение.
Воспитатель: Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: Любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости, у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умение слушать, развитие памяти, познавательного интереса.
Воспитатель: Давайте возьмем в наши семьи все самое лучшее от старинных традиций воспитания!
Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа.
Принятия решения собрания
1. Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддержать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о русской народной культуре и культуре казаков.
2. Способствовать формированию понятий о Родине, родном крае.