Ковальчук Ольга Борисовна
Игра в жизни современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, водителя, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, компьютера, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Публикация «Игра в жизни современного дошкольника» размещена в разделах
Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а, следовательно, и на особенностях развития детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то совместная деятельность больше направлена на интеллектуализацию дошкольника.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Многие родители полагают, что современные дети не нуждаются в традиционных играх (они раньше взрослеют, умнеют и приобретают необходимые способности через телевизор и компьютер).
В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется. В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место прагматизму, рационализму, какой-то не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. На предложенный педагогом-психологом вопрос: «Если бы я был волшебником.» — большинство ребят просили для себя игрушки, наряды, машины, компьютер.
Что же необходимо сделать, чтобы оторвать внимание ребенка от компьютерных игр? Не вырастить малыша жестоким и замкнутым? Ответы на эти вопросы нам с легкостью дают авторы теории решения изобретательских задач. Для того чтобы ребенку овладеть теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ, надо научить его верно общаться в окружающем мире. И не только общаться, но и обращаться с людьми. Вот некоторые советы, правила, которые взрослым помогут наладить общение с детьми:
1. Признавайте права детей на их ошибки.
2. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
3. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
4. Ребенок к себе относится так, как к нему относятся взрослые.
5. Нельзя говорить детям только про их недостатки.
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у малыша умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. Свое умение общаться ребенок, а особенно дошкольник, реализует в сюжетно-ролевой игре. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно по-взрослому. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблемы им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и тому подобное. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда помощь требуется их близкому другу, к которому он привязался и полюбил. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.
В сюжетно-ролевой игре развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения.
В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны.
Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребенка-дошкольника. Ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая во время игры максимальное удовольствие. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого. Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении. Отсюда делаем выводы: детей надо учить играть в различные игры :
• игры с настоящими игрушками
• игры с заместителями
• игры с опорой на воображение
Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития творческих способностей через сюжетно-ролевые игры, важно придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:
• создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы, развивать творческое начало;
• создавать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес ребенка подавляет его творческие возможности);
• восхищение каждой идеей ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.
Ребенку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре зависят от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти к творческому видению игр. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей характером отображающих явлений, событий, если есть возможности их обновления, если воспитатели помогают, направляют деятельность ребят. Педагог должен использовать выдумку детей, фантазию для того, чтобы развивать их творчество. Чем успешнее идет процесс освоения детьми ТРИЗовских приемов фантазии и воображения, тем качественнее протекает познавательный процесс дошкольников, тем игры детей становятся творчески более интересными, сюжетно-разноплановыми, обогащают душу и мозг ребенка.
Список литературы:
1. Гин С. И. Занятие по ТРИЗ в детском саду. М. : ИВЦ Минфина,2008-112с.
2. Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевых игр современных дошкольников. : Дисс. …канд. психол. наук. Москва,2005-155с.
3. Гударева О. В., Смирнова Е. О. Игра и произвольность современных дошкольников//Вопросы психологии-2004.№1-с. 91-103.
4. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. – СПб. : Кристалл,1996-446с.
5. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Колобок и все-все-все или как раскрыть в ребенке творца. СПб. : Речь, 2006-144с.