Людмила Чуркина
Природа в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Природа в жизни дошкольника.
Воспитание и всестороннее развитие детей осуществляется разными средствами, в том числе ознакомление с природой. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Это возможно сделать через наблюдения за животными и растениями, обращая внимание на внешний вид,повадки. Таким образом формируя не только знания о природе,но и отношения к ней.
В процессе ознакомления детей с природой в дошкольном учреждении рекомендуется использовать разнообразные методы:словесные,наглядные,практические.
Публикация «Природа в жизни дошкольника» размещена в разделах
Используя наглядный метод (наблюдение,рассматривание и т. д.) можно решить комплекс задач:
-Формирование знаний о природе,
-Развитие наблюдательности,
-Эстетическое развитие.
Например при наблюдении за рыбками в аквариуме следует уточнить внешний вид рыбок (продолговатое тело покрыто чешуей,присутствуют плавники и хвост,с их помощью рыбки плавают).Рассказать детям о месте жительства рыбок. Дать представление о том,что аквариум специально создан для того чтобы рыбки могли в нем жить как на воле.
Словесные методы (рассказ воспитателя,беседа,чтение) используются с таким же успехом как
и наглядные. Словесными методами также решается ряд задач:
-Конкретизирование наблюдаемого обЪекта,
-Пополнение словарного запаса дошкольников,
-Уточнение знаний об известных фактах из жизни субъектов природы.
Нужно отметить,наглядные методы необходимо сочетать с о словесными,ведь при использовании словесных методов знания детей систематизируются.
Практические методы также играют важную роль в достижении желаемых результатов при получении знаний детьми. Через них дети получают и накапливают опыт, и с успехом осваивают приобретенные знания через игру.
Нельзя также упустить и такой важный момент как труд дошкольника в природе,ведь труд имеет огромное воспитательное значение. В процессе выполнения трудовых поручений у детей формируется бережное отношение к объектам природы. Ухаживая за растениями или животными у детей формируется такое понятие как ответственность,что в дальнейшем так необходимо во взрослой жизни. Очень важно,чтобы дети не только освоили тот или иной прием,но и поняли зачем он нужен. Ведь если всю деятельность детей свести к механическому проведению нод,то как бы ни был эффективен их результат,труд потеряет свою воспитательно-образовательную деятельность.
Знакомство детей с природой осуществляется в разнообразных формах:нод,экскурсии,целевые прогулки,наблюдения,уголки природы,труд на участке,игры. При помощи нод по ознакомлению дошкольников с природой формируется система элементарных знаний у детей в соответствии с требованиями программы, причем необходимо учитывать возрастные возможности детей. Во время игры,трудовой деятельности в повседневной жизни у детей накапливается личный опыт и занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Очень важно,чтобы полученные знания не были преподнесены раздельно,без привязки к целому комплексу. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой,его влияния на эту среду,они должны понимать,что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой нужно применять комплексные занятия для того чтобы вызвать интерес к предлагаемому предмету. Если педагог владеет необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, то он сможет донести до детей необходимые знания.
26.10.2014г.