Ирина Парамонова
Игра в период адаптации ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.
Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение.
Публикация «Игра в период адаптации ребенка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Поэтому основные игровые цели, которые воспитатель ставит перед собой в данный период, – цели общения: проявление заботы, доброжелательности и внимания к каждому ребенку. («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас в гости приглашу» и т. д.)
Иногда цели общения в игре могут быть объединены с достижением практических целей. Так, если вы «варите кашу» для детей, то, угощая их, обязательно должны найти для каждого приветливое слово, выражающее ваше расположение к нему: «Я так старалась сделать тебе вкусную кашу, Анечка», «А это тебе каша. Кушай на здоровье, Вовочка».
В этих играх не рекомендуется вам использовать игровые персонажи, поскольку они будут отвлекать вас и детей от непосредственного общения друг с другом.
В данный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не почувствовал себя обделенным вашим вниманием. Инициатором игры всегда выступаете вы.
Играя с детьми, вы ставите только простые, знакомые детям игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. Малыши вместе с вами могут собирать цветы, прятаться от дождя под зонтик и т. п.
Более сложные игровые цели, такие, например, как сварить суп, вы реализуете сами. Дети в этих играх являются лишь активными наблюдателями. В данный момент важно не выполнение ими игрового действия, а установление доброжелательных, доверительных отношений с вами.
Поначалу старайтесь использовать в играх копии реальных предметов (игрушечные ложки, чашки, листья и т. п., а не их заместители. Ребенок охотно получит от воспитателя цветок, похожий на настоящий, или шарик и с удовольствием с ними поиграет.
Старайтесь предложить всем детям одинаковые предметы. Одинаковость предметов показывает, что воспитатель не выделяет никого из детей и что в общей игре он ко всем одинаково хорошо относится.
Не беспокойтесь о том, что в играх с воспитателем в адаптационный период дети не имеют достаточной возможности проявить собственную активность. В первые недели пребывания в детском саду многие из них еще не готовы к этому. Зато в играх вы доказываете свое добросердечное отношение к детям, становитесь для них интересным партнером, помогаете накопить игровой опыт. Игры не должны быть слишком длительными. Лучше поиграть с детьми несколько раз в день, но понемногу.
Играть в такие игры желательно в течение месяца, а может быть, и больше. Все будет зависеть от того, как скоро дети привыкнут к вам и детскому саду.
Предлагаю вам примеры игр в период адаптации.
«Шли-шли… Что такое мы нашли?»
Воспитатель, гуляя с детьми по группе, находит разные предметы, которые подбирает и раскладывает заранее, чтобы с их помощью организовать необходимое игровое общение. («Буду гулять по группе и искать что-нибудь интересное. Приглашу с собой на прогулку Танечку, Васю, Митю и Варечку не забуду. Вот теперь, кажется, всех пригласила».)
Воспитатель идет впереди и приговаривает: «Мы шли-шли, шли-шли. Что такое мы нашли? (Показывает зонтик и ждет ответа детей.) Давайте посмотрим, какой это зонтик. Сейчас я нажму кнопку, и зонтик откроется. Какой красивый зонт, весь в цветочках! И ручка есть. Все за нее подержались? Сейчас закрою зонт, положу его в сумку. Пойдем гулять дальше. Топ-топ. Топают ножки по дорожке. Ой, кажется, дождик капает. (Вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь.) Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя.
Зонтик, открывайся быстрее. Открылся! Скорее, скорее бегите ко мне под зонт! Все, все, все ко мне! И Танечку спрячу, и Петю, и Олю спрячу… Вот как хорошо! Все спрятались под зонт. (Воспитатель обнимает детей.) Лейся, лейся, дождик. Мы тебя не боимся.
Все. Дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Как хорошо мы бегаем по лужам! А Алеша прыгнул и прямо в лужу попал.
Все побегали! Кажется, опять дождик начинается. Давайте вытянем руки. Идет дождик?
Скорее, скорее прячьтесь ко мне под зонтик. Все, все, все. Ишь какой дождик! Хочет замочить моих ребяток, а я их спрячу под зонтиком».
Игра повторяется два–три раза. По окончании игры все садятся на ковер или диван, и воспитатель рассказывает детям о каком-нибудь событии, связанном с дождем, например, о том, как собачка попала под дождь.
В следующий раз можно найти другие предметы, например грибы, кастрюлю.
«Мы шли-шли, шли-шли. Ой, что такое мы нашли? (Воспитатель останавливается около рассыпанных грибов.) Правильно, грибочки нашли. Собирайте их и кладите ко мне в корзинку!». Дети кладут грибы в корзинку, а воспитатель приговаривает: «Машенька молодец, грибочки принесла. И Петя молодец, и Саша, и Оленька… (Называет и хвалит каждого, кто кладет гриб в корзинку.) Полную корзинку набрали, хорошие ребята.
Пошли дальше. Мы шли-шли, шли-шли. Что такое мы нашли? (Показывает кастрюлю.) Сейчас будем в кастрюле суп с грибами варить.
Налью в кастрюлю воды (имитация наливания воды, положу грибов побольше, чтобы вкусный суп был. Теперь посолю. Все, суп готов! Сейчас понарошку попробую. (Показывает, как это делается.) Суп вкусный. Сейчас буду угощать моих деток. Ложечку дам Алеше, ложечку Насте… (Угощает супом всех детей по очереди.) Все суп попробовали. Понравился вам суп? Теперь пойдем дальше».+
В конце игры вы находите такой предмет или предметы, которые помогут вам естественно перейти к другому виду деятельности, например к конструированию или рисованию.
Вы можете найти большую машину, доверху нагруженную кубиками. Раздаете кубики каждому ребенку в коробочку и приговариваете: «Вот кубики Сашеньке. А теперь Верочке дам кубики. Детки мои будут строить».
Найденные листы бумаги и карандаши помогут организовать рисование; пирамидки, вкладыши и т. п. – занятия с дидактическим материалом. Важно, чтобы это было преподнесено детям в качестве небольшого приятного подарка.
Игра «Доброе утро»
Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся! К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).
Игра «Рисунки на песке»
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой, можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.