Осичкина Елена
Игра в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к новым условиям пребывания.
Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание каждому ребенку («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас в гости приглашу». И т. п.).
Публикация «Игра в адаптационный период» размещена в разделах
Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если вы варите кашу для детей, то, угощая их, обязательно должны найти для каждого приветливое слово, выражающее ваше расположение к нему («Я так старалась сделать тебе вкусную кашу, Анечка. Ешь на здоровье»).
В данный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Играя с детьми, воспитатель ставит только простые игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, прятаться от дождя под зонтик и т. п. Более сложные игровые цели, такие, как сварить суп, взрослый реализует сам. Малыши в этих играх являются лишь активными наблюдателями. На данном этапе важно не выполнение игрового действия, а установление доброжелательных, доверительных отношений с детьми.
Поначалу старайтесь использовать в играх копии реальных предметов (игрушечные ложки, чашки, и т. п., а не их заместителей. Ребенок охотно получит от воспитателя цветок, похожий на настоящий и с удовольствием с ним поиграет.
Старайтесь предложить всем детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что воспитатель никого не выделяет и ко всем относится одинаково хорошо.
Не беспокойтесь по поводу того, что игры со взрослым не дает ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в доме ребенка. Зато благодаря этим играм вы доказываете свое добросердечное отношение к детям, становитесь для них интересным партнером, способствуете накоплению у малышей игрового опыта.
Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.
Описание игр.
Мы предлагаем 4 игровых сюжета с вариантами.
1. «Я иду к вам в гости с подарками:
- коробочками;
- камешками;
- фантиками;
- игрушками» и т. п.
2. «Загляните ко мне в окошко…
- Я вам что-то покажу;
- Я вас чем-то угощу» и т. п.
3. «Шли-шли, что-то мы нашли:
- зонтик;
- кастрюльку;
- шарики;
- кувшинчик» и т. п.
4. «Приходите ко мне в гости:
- я вас буду угощать;
- будем весело играть;
- будем вместе танцевать». И т. п.
Особое беспокойство персонала должны вызвать дети пассивные, стремящиеся к уединению. Они труднее и длительнее всего привыкают к жизни в группе.
Дети переживают не только разлуку с близкими. Их пугает незнакомая обстановка, пространство, обилие новых предметов, шум.
Для нормализации настроения вновь поступившего ребенка, если ребенок захочет оставить при себе понравившуюся игрушку, не следует запрещать ему это сделать. В первые дни, если это успокаивает ребенка, можно разрешить ему поиграть с выбранной игрушкой или предметом в спальне, взять его в кроватку, на горку. Однако воспитатель или няня ни на минуту не выпускают малыша из-под наблюдения, успокаивают, отвлекают, утешают, занимают. Не следует настаивать на участии детей в общих играх. При организации игр с вновь поступившими детьми важен индивидуальный подход, учет их предшествующего опыта общения.
Игровую деятельность вновь поступивший ребенок не может реализовать без взрослых, так как умение действовать самостоятельно в новых условиях его пребывания в доме ребенка развито не достаточно. Налаживая с этими детьми общение, воспитатель одновременно старается расширить сферу самостоятельных действий ребенка.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре.
Воспитатель, поддерживая общение с детьми в положительном эмоциональном русле в процессе игры, старается наладить «деловое сотрудничество», вызвать интерес к совместным играм. Надо стараться, чтобы дети во время игры по разнообразным поводам обращались к воспитателям: за игрушкой, за тем, чтобы привлечь внимание к своей деятельности, ее результатам. Для это сам воспитатель активно общается с ребенком в процессе самостоятельной деятельности, используя разнообразные приемы: называет предмет (заяц, просит показать его или какую-то деталь, часть («Где у зайки ушки?»).
Как известно, игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.
Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают малыша к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.