Косарева Лариса
Проект «Игра-путешествие «Сольвычегодск-город пяти веков»»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Интерес к богатой многовековой истории России, её культурному наследию становится отличительной чертой нашего времени.
Русь, Россия, родина – самые ценные слова для каждого русского человека. Слово «родина» произошло от слова «род». В начале оно означало «семья», потом – «место рождения», позже - «отчизна, отечество».
У наших детей нет семьи, они не помнят того места, где родились и поэтому для них родина – это место, где они выросли. И наша задача дать им, как можно больше знаний об этом месте, чтобы оно стало для них родным. Ведь человек без родины, как дерево без корней. Поэтому так актуальна для нас краеведческая работа и результатом этой работы стала игра – путешествие «Сольвычегодск – город пяти веков».
Публикация «Проект „Игра-путешествие „Сольвычегодск-город пяти веков““» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Обоснование проекта:
Проживая в Архангельской области, в г. Сольвычегодске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания об истории края, города: символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край и город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения (через весь его рост) до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, население, символику, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Сольвычегодск во всем его многообразии.
Проект игры «Сольвычегодск – город пяти веков» окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей. Таким образом, проект «Сольвычегодск – город пяти веков» - это путь самореализации учащегося, учителей и воспитателей, возможность сотрудничества на равных, а это, по нашему мнению, показатель движения вперед.
Проблема:
«Недостаточный уровень знаний детей о родном крае».
Цель:
формирование у младших школьников ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному городу, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи проекта:
воспитывать чувства любви и гордости к своей малой Родине;
исследовать информацию вместе с детьми о родном крае;
выявлять у учащегося способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
организовать сотрудничество с различными службами города в процессе реализации проекта;
формировать аналитическое и критическое мышление учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований;
развивать их творческие способности;
Ресурсное обеспечение:
музеи г. Сольвычегодска,
книги про город Сольвычегодск;
журналы,
художественные произведения и материалы: сборники стихов В. Ноговицына, З. Васенко, В. Маркова.
Участники проекта:
учителя, воспитатели;
учащиеся начальных классов.
Тип проекта: игровой, групповой.
Время проведения: в течение года.
Предварительная работа: проходит в несколько этапов:
1 этап: исследовательская деятельность (сентябрь-октябрь)
Разработать этапы проектной деятельности, диагностику уровня знаний детей о родном крае.
Выяснить историческое прошлое и настоящее города, в котором живёт ваша семья: почему город так называется; какие социально значимые объекты были, есть в моём городе; какие здания являются памятниками архитектуры; какие известные люди жили, живут в моём городе. Итог: рукописная книга «С чего начинается Родина?».
2 этап: вовлечение в досуговую деятельность (ноябрь-апрель)
История края, города в рисунках и фотографиях (выставка творческих работ на тему «Мой дом», «Любимый мой город», «Красивый уголок моей малой Родины»).
Мой дом, моя улица, мой город (определить, какую посильную помощь можете оказать своему дому, улице, городу).
Проводить занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю края, города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с жителями края, города.
Проводить туристические прогулки по городу, на которых дети наблюдают красоту природы родного края.
Участвовать в различных видах трудовой деятельности (дети совместно с воспитателями озеленяют участок детского дома, убирают территорию игровой площадки от снега; в классе ухаживаем за комнатными растениями).
Проявлять инициативу к чтению художественной литературы о родном крае, городе, рассматриванию буклетов, альбомов.
3 этап: подведение итогов проекта (май):
Анкетирование «За что я люблю свой город», сочинение «Любимое местечко в Сольвычегодске», итоговая игра «Сольвычегодск – город пяти веков»
Ожидаемые результаты:
достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в воспитательной работе.
Дети должны знать и называть свой край, город, символику, достопримечательности.
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой любимый уголок России и желание сохранить его чистым и красивым.
Оборудование:
Карточки с вопросами по истории города.
Фотографии значимых зданий города.
Две карточки с названиями улиц.
Два изображения герба Сольвычегодска, разрезанных на одинаковые части.
Карточка с названием города.
Карточки афоризмов Козьмы Пруткова.
Музыка.
]
Ход игры
.[/b]
1. Вступительное слово. (Звучит музыка)
Белый храм над белою рекою
Над рекой забитою шугой
Таинство, какой-то редкий сон
Белоснежьем град заворожен
Кажется, ему всегда нужна
Сказочная эта белизна.
В ней и свет, и радость. И покой –
Многолетний,
Лучше вековой!
…Снег же ищет место потеплей
У заборов лег. И у церквей
Где на каждом куполе – кресты
Винее. И словно из слюды
И летит, а в небе нет дорог,
Стайка взбудораженных сорок,
И кричит, а что не перечесть,
Разнося о том и этом весть,
Чтоб её узнал сейчас, потом
Всякий человек и каждый дом.
У снежинок крылья мотылька
…Ночь. Сольвычегодск. Собор. Река.
Так написал о Сольвычегодске поэт и писатель Владимир Ноговицын. А другой поэт Сергей Марков назвал наш город зачарованным. И он был прав. Город пяти веков зачаровывает раз и навсегда. И даже побывав тут однажды, увозишь с собой частичку искренней любви к этому месту. Сольвычегодску посвящают полотна художники, а поэты – стихи.
Мы с вами познакомились с историей города, с жителями, побывали на экскурсиях, прошлись по улицам города. А сейчас пришла пора проверить ваши знания.
Вся группа делится на две команды, придумывается название команд, выбирается командир.
Наших уважаемых гостей мы попросим быть в роли судей.
За каждый правильный ответ один балл.
Итак, мы начинаем.
2. Блиц – опрос (на карточках) 1 остановка.
Команда выбирает карточку и отвечает на вопрос.
Год основания города Сольвычегодска.
На какой рек он стоит?
На каком берегу река расположился город?
Назовите фамилию основателя города.
Сколько соборов и церквей в городе?
Как называлась ул. Ленина в старину?
Чей дом – музей есть в городе?
Как называется церковь, построенная за одни сутки?
Перечислите основные занятия жителей древнего Сольвычегодска.
Сколько было церквей и соборов было построено в городе?
Подводим итоги.
3. «Узнай улицу» 2 остановка.
С высоты птичьего полета, с колокольни Благовещенского собора Сольвычегодск как на ладони. Далеко – далеко видно все вокруг. Деревянные дома соседствуют с кирпичными и панельными многоэтажками. Вдалеке величаво возносится Введенский собор. Много правее от него, у самой Вычегды видна Спасообыденная церковь. Вы все любите гулять по тихим улочкам Сольвычегодска, а насколько вы внимательны, мы сейчас проверим.
/Командир выбирает карточку с названием улицы и за 1 минуту должен выбрать фотографии зданий, находящихся на этой улице. За каждую фотографию 1 балл/
Подводим итог.
4. «Собери герб/ 3 остановка.
Я люблю свой милый город
Славен он своей красой
И водицей минеральной
Грязью ценной, непростой.
И роскошными домами,
И церквями с куполами,
И народом хлебосольным,
И лечебницей большой
Хоть могу свой город я
Обойти и за полдня,
Но уверена – дороже
Не найду я никогда.
У каждого города есть свой герб и наш город не исключение. Кто знает, что означает каждый предмет на гербе?
/Ваша задача из пазлов собрать герб Сольвычегодска. Кто быстрее. /
5. «Слова из слова» 4 остановка.
Сольвычегодское небо не отличается вроде от небес над другими городами. Но в нем сочетание всех мелодий, все отзвуки, что копились веками. И все мы, кто родился здесь и не родился до самой смерти будем думать о нем. Был бы только повод. Потому что родина здесь, и мама, и зачарованный, светлый доверчивый город, который имеет очень красивое название
Сольвычегодск.
/Составить как можно больше слов, используя буквы из названия города, время – 1 минута. За каждое слово 1 балл. /
6. «Собери афоризм» 5 остановка.
Когда в толпе ты встретишь человека
На коем фрак, чей лоб мрачней туманного Казбека
Не ровен шаг
Кого власы подняты в беспорядке,
Кто, вопия всегда дрожит в нервическом припадке
Знай – это я!
- Про кого это? (Козьма Прутков). Расскажите, что знаете об этом человеке.
/Участникам дается по три разных разрезанных карточки с афоризмами Козьмы Пруткова. Задача: собрать афоризм, прочитать, объяснить, как понимаете, можно предложить свой вариант продолжения. /
-Петух встает рано, а вор еще раньше.
-Нельзя объять необъятное.
-Если хочешь быть красивым – поступи в гусары.
7. Подводим итоги всей игры – путешествия по родному городу.
Награждение победителей
Несуетно несутся дни. И по утрам всходят зори. И Благовещенский собор также, как века назад отражается в Вычегде. И спешат по делам люди. А вы бежите в школу. И мы очень надеемся,что когда вас будут спрашивать: «Откуда вы родом?». Вы ответите: «Из Сольвычегодска». И будете этим гордиться. /Звучит песня «Сольвычегодск- глубинка Руси»/
Вывод: В игре раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одногруппникам. Наблюдения за межличностными отношениями создает благоприятную почву для познания каждого ребенка.