Зинаида Скляренко
Конспект игры-путешествия «Права сказочных героев»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-игра «Права сказочных героев» для подготовительной группы. «Правовое воспитание детей дошкольного возраста.
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи:
способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.
Предварительная работа: чтение сказок : “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).
Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.
Ход занятия.
Звучит музыка. Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребенок: По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают всех на свете.
(Дети садятся на стулья полукругом).
- Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.
- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1
1 слайд - Конвенция прав ребенка.
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”
- Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
4 слайд – Право на жизнь.
Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.
А сейчас, снова внимание.
5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки :
. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.
Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
7 слайд - Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
- Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.
У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости
8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
10 слайд – Это сказка У. Диснея “Три поросёнка”
Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.
Дети поют:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
Проходите и снова внимание.
11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки.. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.
Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
- У Снегурочки появилась семья.
О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)
Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них (Ответы детей)
Словесная игра "Назови ласково".
Дети стоят возле своих стульев воспитатель бросает ребенку мяч, тот называет ласково.
БАБУШКА, ДЕДУШКА,МАМА, ПАПА,БРАТ,СЕСТРА, СЫН, ДОЧЬ.
У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)
- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.
Какой язык для вас родной? В какой стране мы живем?
Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.
15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.
Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.
16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей).
17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель. Миша нарушил права Маши.
- Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.
- Снова прошу вашего внимания.
18 слайд - отрывок из сказки А. Толстого “Золотой ключик” :
Воспитатель:
. Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
. Папа Карло сказал : “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
19 – на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик”
В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)
“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.
Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
21 слайд - Я ребенок. Я имею право. (Дети перечисляют права детей)
Красная Шапочка (Право на жизнь)
Золушка (Право на отдых)
Три поросенка. Заюшкина избушка (Право на жилье, дом)
Золотой ключик или приключения Буратино (Право на образование)
Снегурочка (Право на семью)
Доктор Айболит (Право на медицинское обслуживание).
Заключительный этап.
О чем мы говорили сегодня? (о правах).
Все люди разные, но у всех одинаковые права. Каждый из вас знает эти права и никогда не будет нарушат права других людей, не позволит, чтобы нарушали его права.
Дети читают по очередипо две строчки стихотворение, последние строчки все вместе.
Лишь появится ребенок, и ды
Всем спасибо, до свидания. шать начнет едва
у него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный,добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новыми
И любить и быть любим
Он на свете не один!
Воспитатель достает медальки и угощает детей.