Светлана Бондаренко
Игра как основной вид деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - основной вид деятельности дошкольника».
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в процессе которой осуществляется всестороннее развитие ребёнка, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Публикация «Игра как основной вид деятельности дошкольника» размещена в разделах
Игра охватывает весь период детства. Через игру происходит развитие с самого раннего возраста, и продолжается в течение последующей жизнедеятельности. При этом игра видоизменяется, и ее структура преобразуется по мере роста и развития ребёнка.
Этапы развития игры в дошкольном возрасте.
Младший дошкольный возраст.
На этом этапе происходит самостоятельное игровое действие ребёнка. Игра носит предметный характер. Дети воспроизводят действия взрослых, которые они наблюдали и усвоили. Эти игры строятся на основе сюжетной линии, и её отображения. Модель поведения взрослых - родителей, педагогов, других родственников и сторонних лиц, ребёнок стремится максимально точно воспроизвести в действии. При этом сюжетная линия игр не отличается разнообразием. В основном все действия носят идентичный, повторяющийся характер. Они являются имитацией реальной деятельности взрослых.
Средний дошкольный возраст.
В этот период ребёнку требуется партнер для игры. Как правило, таким партнером становится сверстник, поскольку он стоит на одной ступени развития и имеет ту же возрастную специфику развития. Игра строится на основе практического воплощения взаимоотношений между людьми. Игры носят сюжетно-ролевую направленность. В них уже имеются правила, которым нужно следовать. Дети воплощают семейные взаимоотношения, отношения с другими родственниками, друзьями, воспитателями, копируют профессиональные роли взрослых, персонажей сказок. Дети выполняют роли взрослых в игре, либо используют игрушки для наделения их особыми ролями.
Старший дошкольный возраст.
На этом этапе игры становятся серьезнее и разнообразнее, усложняются правила игр. Игры носят символический характер. В процессе выполнения определённой игровой роли, дети проявляют свои личностные качества. Как правило, в игровом действии, дети имитируют реальные взаимоотношения, возникающие в детском возрасте - дружба, противостояние, вражда, лидерство. В играх активно используются игрушки, которые могут быть купленными в магазине, а могут быть сконструированы самостоятельно, специально для конкретного игрового действия.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника, игровая деятельность претерпевает качественные изменения.
Дети играют большую часть времени, и поэтому для игры очень важна игровая среда. Необходимо учитывать общие принципы построения развивающей среды. Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребенка к творчеству, активности и самостоятельности. Игра делает ребёнка счастливым, она развивает и радует его. Играя, ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его фантазия, различные воображения и для хорошей, веселой игры нужна хорошая игрушка.
Основные требования к игрушкам:
- Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества;
- Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т. е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета;
- Безопасна;
- Игрушка должна соответствовать возрастным возможностям детей;
- Полифункциональной (способствовать развитию творчества, воображения и мышления);
- Обладать дидактическими свойствами (они несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т. д).
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. - Игра и дошкольник/Детство-пресс 2004.
2. Михайлова З. А. - Игровые задачи для дошкольников /Детство - пресс -2008.
3. Кравцов Г. Г. -Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Юрайт 2010.