Адаменко Людмила Валериевна
Игра на педсовет по теме «Знакомство с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально-творческая игра
«О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам приобщения к народной культуре.
Задачи:
- Развитие творческой активности и инициативы педагогов;
-Повышение компетентности и интереса педагогов к русской народной культуре;
Публикация «Игра на педсовет по теме „Знакомство с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
- В игровой форме анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.
Ход
Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола.
Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».
Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.
«Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши» (Матрёшки)
«Все мы барышни – красотки,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит»
(Дымковские Барышни)
«Веселье земли русской» (Для проведения этого конкурса – приготовлена презентация)
Команды по очереди выбирают раздел,определяют тему, по которой будет задан вопрос команде. По результатом игры, выдаются поощрительные призы)
Темы: 1 р. – декоративно-прикладное искусство
2 р - русская кухня
3 р – быт русского народа
4 р– русские народные праздники
5 р- славянская мифология (былины)
6 р - язык наших предков
Каждая команда выбирает по очереди раздел. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (за каждый правильный ответ получает символ своей команды)
Народное декоративно – прикладное искусство
1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
4. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
(Афанасий Никитич- русский путешественник, купец, совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-740)
5. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
Русская кухня
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
2. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
3. Какое блюдо солят трижды? ( пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
4. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
5. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
Быт русского народа
1. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
2. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
3. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
5. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)
Русские народные праздники
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
2. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
3. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
4. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
5. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)
6. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
Славянская мифология. Русские былины.
1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
( Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», В былине «Святогор и Илья Муромец»рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.)
4. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
Язык наших предков
Назови современное значение старославянских слов
1. Полузимник, грудень (ноябрь+, декабрь, январь)
2. Отрок (ребёнок – подросток +, отверженный от церкви, младший воин в дружине.)
3. Веверица (птица – вьюн, белка +, колесница)
4. Дынка– это?
(Шапка с козырьком, -Старинное женское украшение, -Фата +
5. Полтина (монета достоинством 5 рублей +, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)
Чёрная шкатулка
Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.
Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.
Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5 см. (спички)