Мирземагомедова Вероника
Игра как ведущий вид деятельности дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте активность детей не только возрастает, однако и обретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Довольно отчетливо выделяются игра, деятельность, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования.
Игра обязана быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Критерий игры - формирование мнимых условий. Игра формирует зону ближайшего развития. В игре малыш выше собственного возраста, некто «как бы на голову выше самого себя». Главная направленность и мотив игры - желание детей вступить в общество старших, являться равно как они. Основной единицей игры считается роль, она устанавливает принципы действия. В дошкольном возрасте, игра становится основным типом деятельности, не потому что малыш значительную часть периода проводит в развлекающих его играх, а потому что игра порождает высококачественные перемены в его нервной системе.
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности дошкольного возраста» размещена в разделах
Ведущая деятельность - это деятельность характеризующая вид психологического развития в этом либо другом периоде детства.
Признаки ведущей деятельности :
1-формирование абсолютно всех познавательных психических процессов;
2- возникновение новейших типов деятельности;
3- развитие новых свойств личности.
Игра – это тип деятельности, заключающийся в воссоздании ребенком операций старших и взаимоотношений между ними, в особенной условной форме.
Роль игры в формировании психики детей.
1) В игре малыш обучается полноценному общению с ровесниками.
2) Обучаться подчинять собственные импульсивные желания правилам игры. Возникает соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" либо "надо".
3) В игре усиленно формируются все без исключения психологические процессы, создаются первые высоконравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Создаются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые аргументы, необходимость в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новейшие типы продуктивной работы (рисование, лепка, вышивка)
Игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие произвольности психических процессов. В игре у ребенка начинает совершенствоваться произвольный интерес и произвольная память. В условиях игры ребята сосредотачиваются лучше и запоминают в большей мере. Игровая обстановка и операции в ней оказывают непрерывное воздействие в формирование интеллектуальной деятельности детей. В игре малыш обучается действовать с объектами заместителями - он предоставляет им игровые наименования и функционирует с ними в согласовании с наименованием. Объект заместитель становится опорой для мышления. Подобным способом, игра оказывает большое влияние на мыслительные процессы. Ролевая игра содержит определяющее значение с целью формирования воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения.
Весьма огромное воздействие проявляет игра в развитие речи. Игровая обстановка потребует с каждого введенного в нее ребенка конкретной степени развития речевого общения. В случае если малыш никак не может выражать собственные просьбы относительно хода игры, в случае если он никак не способен осознавать вербальные указания собственных друзей согласно игре, в таком случае он станет в тягость ровесникам.
Игра равно как ведущий тип деятельности содержит особенное значение с целью формирования знаковой функции речи детей. В игре формирование знаковой функции исполняется посредством замена одних объектов другими. Объекты заместители обозначают равно как знаки недостающих объектов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.
Значимость использования потенциала игровой деятельности в индивидуальном формировании ребенка дошкольного возраста акцентировал внимание Д. Б. Эльконин. Он обозначил роль сюжетно-ролевой игры с целью преодоления познавательного эгоцентризма, когда малыш никак не способен уменьшить собственную точку зрения, что приводит к отвержению посторонних точек зрения и признанию собственной, как исключительно верной. Непосредственно игра дает возможность создать у ребенка первоначальные моральные и нравственные конструкции, если он начинает оценивать собственные и посторонние действия.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст — оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно ее правила, сюжет, распределение ролей — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.
Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности : путем игры можно воспитать зверя, а можно прекрасного человека, нужного обществу.
В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Родители и воспитатели заметили, что за последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, — недостаток времени. И действительно, во многих ДОУ большая часть времени отводится различным занятиям. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня, Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми : различной мозаикой, конструкторами.
Игра с ровесниками занимает значительное место в ряду иных типов самостоятельной деятельности ребенка дошкольного возраста. Выявление развивающего потенциала вероятно только при обстоятельстве представления, как своеобразных отличительных черт построения самой игры, так и закономерностей развития абсолютно всех общих форм в течение дошкольного этапа.
Таким образом, игра является ведущей деятельностью дошкольника. Ведущая деятельность - это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Игра – это тип деятельности, заключающийся в воссоздании ребенком операций старших и взаимоотношений между ними, в особенной условной форме. Игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие произвольности психических процессов. В игре у ребенка начинает совершенствоваться произвольное внимание и произвольная память. Игра равно как ведущий тип деятельности содержит особенное значение с целью формирования знаковой функции речи детей. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития.
Литература:
1. Авдулова, Т. П. Игра : её развитие на современном этапе/ Т. П. Авдулова// Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 28-33.
2. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2013. - № 5. – С. 101—114.
3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184 с.