Елена Стоцкая
Игра как ведущий вид деятельности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, как преобладающий вид его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития дошкольника; она развивает в действиях видовую направленность во взаимоотношениях между людьми, начальные навыки сотрудничества (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Балконов, Л. А. Венгер, А. П. Усов и др.).
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности для дошкольников» размещена в разделах
Философы, историки, антропологи, психологи, педагоги древности и нового времени изучали происхождение игр, их место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения педагогических задач.
Н. К. Крупская, подчеркивая социальную природу детских игр, отражая в них явления жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения своих переживаний и взглядов на окружающую действительность, общения с ней. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: это учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ восприятия окружающей среды.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности определяется тем, что ребенок живет в обществе. С первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - мощным средством общения и усвоения социального опыта. Ребенок - активный член взрослой жизни, но эта потребность еще не соответствует его способностям. В игре, подражая действиям старших, он делится радостями и заботами, которые переносит на такого удивительного, приобщаясь к окружающей жизни.
Оценивая воспитательную роль игр детей, А. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, она имеет такое же значение, как и деятельность взрослых, работа, служба. Что ребенок в игре, то во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего государственного деятеля происходит в игре».
Многолетнее наблюдение за играми, содержание которых изучается детьми разных народов и на разных этапах общественного развития, позволяет сделать вывод, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.
Игра имеет ряд особенностей:
- Игра - это отражение окружающей жизни детей, деятельности людей, их отношений в окружающей среде, детского воображения.
- В игре дети отражают свои знания о известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
- Получается, что ребенок в игре соединяет и образ, и игровые действия, и слова, и эта связь входит в ядро детской игровой деятельности и служит средством представления действительности, отношения к ее конкретным явлениям и событиям жизни.
- Игра имеет основные структурные элементы: игровой план; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, составляющие совокупность создаваемой и предлагаемой детям или взрослым игры. Эти элементы тесно связаны друг с другом.
План игры - это общее определение того, во что и как играют дети. Сюжет или содержание - это ваша живая ткань, определяющая развитие, разнообразие и взаимосвязь детских игровых отношений; то, что делает игру привлекательной и вызывает интерес и желание играть. Роль - это центр детской игры. В соответствии со значением, которое принадлежит роли в игре, многие игры имеют название ролевых игр или сюжетно-ролевых игр. Роль всегда связана с человеком или животным, с его воображаемыми действиями, поступками и отношениями. Ребенок, войдя в образ, становится тем, кто подражает, то есть играет определенную роль. Но дошкольник не только играет эту роль, он живет по образу и верит в его правдивость. Правила игры устанавливаются самими детьми (в некоторых играх - взрослыми, тем самым определяя и регулируя поведение и отношения в игре. Они придают организации игру, стабильность, закрепляют ее содержание, определяют дальнейшее развитие и усложнение отношений и отношений. В то же время правила помогают застенчивым, застенчивым детям стать активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры более или менее типичны, но они имеют разные значения и по-разному относятся к разным типам игр.
Как веселое занятие для дошкольников, однако, игра является основным средством их воспитания и развития, но это происходит тогда, когда она встроена в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие игры довольно часто происходит именно тогда, когда она используется как средство воспитания. Игры развивают у детей понимание общих проблем, но совместное решение их во время игры помогает им лучше усвоить социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Игра помогает не только освоить социальные навыки и усвоить нормы поведения, но и важна для эмоционального развития детей. В игре дети создают реальные ситуации с помощью знакомых инструментов для решения своих конкретных задач.
Игры способствуют развитию у ребенка "эмоционального интеллекта" и помогают взрослым создать доброжелательную атмосферу взаимной поддержки, доверия, дружеского и открытого общения между детьми и взрослыми в группе детей, тем самым создавая процесс совместного обучения.
Эти ценности важны для укрепления психологических отношений между детьми, развития их способности устанавливать и поддерживать контакты, ведь все больше детей страдают от одиночества и изоляции.
С помощью игр для детей взрослые тем самым дарят им совершенно особенное время. Во время игр дети получают возможность получить новый опыт, получить социальный опыт и общаться друг с другом совершенно иначе, чем в обычном течении жизни.
Включение игры в педагогический процесс, который учит педагогов играть, создает, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Эта игра характеризуется следующими особенностями:
- воспитательная и познавательная ценность содержания, полноты и правильности отображаемых представлений;
- целесообразность, активность, организованность и творческая игра-действие
- соблюдение правил и умение руководствоваться ими в игре с учетом интересов каждого ребенка и всех игр;
- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;
- дружеские отношения и веселое настроение детей.
Как уже говорилось, в процессе игры дети совершенствуют и углубляют свои знания и представления не только о вещах, предметах и явлениях, но и о правилах и нормах поведения и общения, учатся, выстраивают отношения, осваивают основы общения с окружающей действительностью. Игра не только расширяет имеющиеся у детей знания и установки, но и является формой активной познавательной деятельности, в которой под руководством педагога они усваивают новые знания, учатся различать добро и зло, учатся следовать доброй воле, соотносить свои мысли, взгляды и мотивы с окружающей жизнью, приобретают и формируют навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают навыки эффективного межличностного взаимодействия с другими людьми, укрепляют гуманно важные качества своей личности. Я считаю, что именно игра коммуникативной направленности (без ущерба для роли других вариантов игры в дошкольном возрасте) в полной мере способна наиболее эффективно решать задачи социально-нравственного воспитания детей.
Их учебно-педагогическая направленность, психологические (психофизические) особенности детей, избранная группа, естественность и свободная и радостная атмосфера общения между всеми участниками игр во время этих игр - все это привлекло мое внимание к разработке таких методов обучения коммуникативной направленности.
Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие, которое рассматривается как желаемый конечный результат: формирование знаний о социальной действительности, ребенка среды, во всех ее различных проявлений, формирование умений строить, развивать, укреплять, развивать коммуникацию, быть способным строить отношения, общаться и жить в гармонии с другими людьми (взрослыми, сверстниками).