Голубева Надежда Анатольевна
Игра как средство развития коммуникативных возможностей и творчества дошкольников в условиях реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Введение.
Работа по развитию коммуникативных возможностей детей с ограниченными возможностями занимает одно из центральных мест в реабилитационном центре, это объясняется важностью периода дошкольного детства в коммуникативном становлении ребёнка и развития его творчества. Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Публикация «Игра как средство развития коммуникативных возможностей и творчества дошкольников в условиях реабилитационного центра» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
- развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение детьми нормами речи.
Роль реабилитационного центра заключается в оказании помощи детям с ограниченными возможностями по компенсации ограниченности в общении. В РЦ осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии. Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, помогает детям с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра найти друзей, получить первые навыки коммуникации.
I.Теоретическое обоснование значения развития коммуникативных возможностей и творчества в игре у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
1.1. Актуальность развития коммуникативных возможностей и творчества в игре у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
1.2. Условия возникновения и становления опыта.
Проблема повышения коммуникативных возможностей и творчества детей с ограниченными возможностями остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению коммуникативной активности и творчества выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра?
Чтобы ответить на этот вопрос, мной были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение коммуникативной и творческой активности ребенка.
Решая задачи развития коммуникации и творчества детей с ограниченными возможностями раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; развитие голосовых реакций и собственно речевой активности. Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.
Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается не только в речевую практику детей, но и во все виды их деятельности.
1.3. Цель, задачи, принципы работы по формированию коммуникативных возможностей и творчества детей с ограниченными возможностями в соответствии с ФГТ.
Моя работа по проблеме предполагает следующую цель - формирование культурной, творческой, социально-активной личности посредством игры, ведущего вида деятельности дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, мною выделены следующие задачи:
• Развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом, способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
• Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.
• Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
• Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.
• Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
• Формирование положительных взаимоотношений между детьми (дружелюбие, взаимопомощь, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умение выполнять правила игры.
• Умение драматизировать небольшие сказки или отрывки из сказок.
• Развитие мелкой моторики рук.
Человек только тогда становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов - помочь ребенку овладеть устной речью.
II.Методическое сопровождение деятельности педагога по развитию коммуникативных возможностей и творчества в игре у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
2.1. Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Отечественными психологами и педагогами доказано, что игра является деятельностью, в которой у дошкольника развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, складываются предпосылки самостоятельного творчества.
Н. Я. Михайленко отмечает, что свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает «внутреннее субъективное ощущение свободы».
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.
В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.
Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.
Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим миром и т. д.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных ФГТ в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.
В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных возможностей и творчества в игре у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
Технология опыта предполагает активную игровую совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются компетентности :
социальная –способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействия в различных социальных группах,участвовать в решении проблем, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;
интеллектуальная - использование знаний в различных ситуациях, установление взаимосвязей и зависимостей;
информационная - овладение различными источниками получения знаний;
коммуникативная - умение инициировать и поддерживать общение среди сверстников, взрослых.
Работа построена на основе преемственности «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Задачи по игровой деятельности реализуются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, основными направлениями их развития, включает время, отведенное на:
1. образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
3. самостоятельную деятельность детей;
4. взаимодействие с семьей.
Интеграция образовательных областей Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Социализация Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, природоведческие и познавательные игры, настольно-печатные игры
Коммуникация Дидактические игры, игры со словом, математические игры, физминутки, пальчиковые игры
Чтение художественной литературы Игры-инсценировки, игры-драматизации, пальчиковые игры
Художественное творчество Пальчиковые игры, физминутки
Труд Дидактические игры, игровые упражнения
Познание Пальчиковые игры, дидактические игры, игры со словом
Социальное развитие Пальчиковые игры, игры на сближение, социальное взаимодействие
Физическая культура
Здоровье Игры с мячом, подвижные игры со словом, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры
Музыка Пальчиковые игры, народные игры, инсценировки, логоритмика, игры-хороводы
Взаимодействие с родителями Ознакомление с разными видами игр, создание игротеки игр, пальчиковые игры, народные игры, игры-инсценировки.
2.3. Работа с семьей как основная форма развития коммуникативных возможностей и творчества в игре у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
Ведущие цели взаимодействия реабилитационного центра с семьей — создание в реабилитационном центре необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Образование родителей: лекции, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и игровой деятельности.
Представленные формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
2.4. Результаты воспитательно-образовательной работы по теме: «Игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста».
Воспитательно – образовательное сопровождение:
Блок Мероприятия Сроки
Мониторинг - диагностика состояния речевого развития;
- диагностика уровня развития познавательной и эмоциональной сферы;
- диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания;
- диагностика развития общей и мелкой моторики. В течение года
(1-2 и последняя недели курса).
Педагогическая коррекция и развитие - Обогащение представлений детей об окружающем мире.
- Развитие невербальных средств коммуникации и развитие речи в общении со взрослыми и сверстниками.
- Формирование элементарных математических и пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.
- Формирование и развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности.
- Развитие игровой деятельности.
- Привитие навыков самообслуживания и личной гигиены.
- Ознакомление с ПДД.
- Ознакомление с правилами поведения на воде, в лесу, во дворе, дома.
- Ознакомление с правилами пользования бытовыми электроприборами.
- Ознакомление с правилами противопожарной безопасности.
В течение года.
Методическая работа - Участие в педагогических советах РЦДИ.
- Оптимизация взаимосвязи с социальными педагогами, психологами, логопедами, медицинскими работниками и другими специалистами РЦДИ.
- Обогащение развивающей среды в группе учебно-методическими пособиями, наглядным материалом и методической литературой.
- Работа с документацией.
- Тема по самообразованию: «Развитие коммуникативных возможностей и творчества в игре у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.» - Голубева Н. А. ;
«Приобщение детей с ограниченными возможностями к истокам русской народной культуры» - Андреева С. В.
- Кружковая работа: «Страна Вообразилия» - Голубева Н. А. ;
- «В гостях у Хозяюшки» - Андреева С. В.
В течение года.
Работа с родителями - Индивидуальное педагогическое консультирование родителей.
- Проведение родительских собраний.
- Обучение родителей основам коррекционной работы с детьми.
В течение года.
Участие в социально-значимых мероприятиях
- Анимационные услуги для детей.
- Рождество Христово и Крещение.
- День защитника Отечества.
- Международный женский день – 8 Марта.
- Международный день защиты детей.
- День знаний.
- День матери.
- День инвалида.
- Новый год.
В течение года.
Важно активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса для организации самостоятельной творческой деятельности детей :
• представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
• стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
• внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
• создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности;
• поощрять проявление детского словотворчества;
• поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
• предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
• овладевать в игровой деятельности «языком чувств». Развитие интегративных качеств дошкольников.
Дети могут:
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия);
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
• рассказывать истории, что является следствием развития фантазии.
Мониторинг образовательного процесса (образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация») показал эффективность и практическую значимость работы по теме «Игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях РЦ», положительный результат овладения универсальными предпосылками учебной деятельности дошкольниками.
Заключение.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Для развития всех психических процессов у детей дошкольного возраста, используются разного рода игры. Ведь игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Игра доставляет ребё нку радость и сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется, познает.
Игра - путь детей к познанию окружающего мира.
Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ребёнку выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игра способствует формированию добрых чувств, стремлений, навыков. Используемые на практике игры могут быть, как индивидуальными, так и групповыми, проводиться как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, игровая деятельность - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дошкольники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир, развивается речь и творчество детей.
В результате слаженной работы всех специалистов РЦ за время пребывания на курсе реабилитации дети с ограниченными возможностями овладевают вербальными и невербальными средствами общения и учатся их адекватному использованию, происходит развитие конструктивного и свободного социального взаимодействия дошкольников в зависимости от ситуации.
Список литературы
1. Аникеев, Н. П. Воспитание игрой. – М. : Просвещение, 1987 – 150 с.
2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Выготский, Л. С. // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
3. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. [Текст]/Н. Т. Гринявичене. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) – М. : Педагогика, 2006. – 311 с.
4. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1986.- С. 448.
5. Шустова, И. Б. Игры для детей. [Текст]/ И. Б. Шустова, Издательский дом Литература. -2005.- с. 230.
6. Радина Е. И. Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Детский сад. ру.
7. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. — М. : Онега, 1994.- 227 с.
8. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.