Папки-передвижки

Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

Ирина Герасимова
Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
▼ Скачать + Заказать документы

[Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

Игра – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Именно во время игры происходит формирование у ребенка необходимых социально- коммуникативных умений и навыков, развитие двигательных навыков, развитие органов чувств, умения устанавливать и понимать причинно-следственные связи.

Публикация «Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)» размещена в разделах

Игра для детей с ТМНР – это важное средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок будет развиваться медленнее сверстников. Причина этого - интеллектуальные, двигательные, сенсорные и другие нарушения. Только помощь специалистов и родителей, руководство и поддержка позволят ребёнку с ТМНР, у которого нарушено восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу. У детей с ТМНР часто отсутствует интерес к игрушкам и манипуляциям с ними, и в наши задачи входит не только научить их манипулировать с игрушками, но и сформировать стойкий интерес к игрушкам и к игре.

С помощью игр ребенок познает окружающий его мир. Большая ценность игр в работе с детьми, это их эмоциональная окраска, за счет этого все процессы протекают наиболее активно. Ребенок познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а специалисты и родители взаимодействуют с ним, обучают и помогают, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой.

В своей работе с детьми с ТМНР мы используем различные игры, направленные на обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной сферы, двигательных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Так, тактильные восприятия ребенка являются одними из основных чувств, через которые он получает информацию извне. Для развития тактильного восприятия использую следующие игры:

Игра «Подержи» (на формирование захвата).

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки).

Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра «Дай-возьми».

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью. Обучение действию по речевой инструкции.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:

«Варись, варись каша,

Будет кушать Маша…» и т. п.

Игры с массажными мячами.

Цель: развитие тактильных ощущений

Прокатывайте массажным мячом, игрушкой по внутренней, внешней стороне ладони. Действия сопровождайте потешками, стихами. Например, мячик катится по мне.

Игра «Потряси»

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Неваляшка, резиновая собачка или кошка, погремушка. Перед ребенком размещают игрушки на расстоянии вытянутой руки. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Ребенок берет игрушку в руки и манипулирует ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать.

Игры с водой, с крупой, с разнообразными природными материалами, образцами материалов, различными по фактуре, сенсорные панели и т. д.

Зрительное восприятие играет важное значение в познании ребенком окружающего мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми. До 90 % информации воспринимается человеком именно посредствам зрения. Зрительное восприятие наших воспитанников характеризуется рядом особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Для стимуляции зрительного восприятия используем яркие, контрастные, светящиеся предметы и игрушки. Побуждаю ребенка фиксировать взгляд на предмете или игрушке; на лице взрослого; на изображении. Дети положительно реагируют на игровые упражнения с фонариком, светящимися игрушками.

Отдельно хочу сказать о важности развития коммуникативных навыков в игре. В связи с общим недоразвитием эмоционально-волевой сферы у детей с ТМНР владение коммуникативными навыками находятся на низком уровне.

В игре ребенок учится – взаимодействовать со взрослым или другими детьми (сотрудничать); проявлять свои эмоции; подражать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому или использовать невербальные способы общения.

Например, в своей работе используем всем известную игру «Ку-ку». Благодаря игре ребенок приобретает новые навыки, учится новым действиям. Эта игра не только забавляет ребенка, формирует положительное отношение к совместным действиям со взрослым, она еще и важна для развития его мозга.

Можно играть в нее по-разному :

-кто-то закрывает глаза руками,

- кто-то прикрывает лицо полотенцем,

-кто-то прячется за углом,

-кто-то закрывает ребенку глаза его же руками,

-кто-то прячет игрушки под одеялом, а потом стягивает его.

Игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению тех, которые уже у него сформировались. Способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка, развитию поисково-ориентировочным действиям. Усложняйте каждый раз задачу, что бы ребенок развивал свое воображение и упорядочивал связи в своем мозгу.

Поэтому играем с ребенком каждый день и и используем игры во всех видах детской деятельности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 12:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Герасимова (УИ 395077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД