Ирина Герасимова
Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
▼ Скачать + Заказать документы
[Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
Игра – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Именно во время игры происходит формирование у ребенка необходимых социально- коммуникативных умений и навыков, развитие двигательных навыков, развитие органов чувств, умения устанавливать и понимать причинно-следственные связи.
Публикация «Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Игра для детей с ТМНР – это важное средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок будет развиваться медленнее сверстников. Причина этого - интеллектуальные, двигательные, сенсорные и другие нарушения. Только помощь специалистов и родителей, руководство и поддержка позволят ребёнку с ТМНР, у которого нарушено восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу. У детей с ТМНР часто отсутствует интерес к игрушкам и манипуляциям с ними, и в наши задачи входит не только научить их манипулировать с игрушками, но и сформировать стойкий интерес к игрушкам и к игре.
С помощью игр ребенок познает окружающий его мир. Большая ценность игр в работе с детьми, это их эмоциональная окраска, за счет этого все процессы протекают наиболее активно. Ребенок познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а специалисты и родители взаимодействуют с ним, обучают и помогают, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой.
В своей работе с детьми с ТМНР мы используем различные игры, направленные на обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной сферы, двигательных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Так, тактильные восприятия ребенка являются одними из основных чувств, через которые он получает информацию извне. Для развития тактильного восприятия использую следующие игры:
Игра «Подержи» (на формирование захвата).
Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки).
Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.
Игра «Дай-возьми».
Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью. Обучение действию по речевой инструкции.
Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:
«Варись, варись каша,
Будет кушать Маша…» и т. п.
Игры с массажными мячами.
Цель: развитие тактильных ощущений
Прокатывайте массажным мячом, игрушкой по внутренней, внешней стороне ладони. Действия сопровождайте потешками, стихами. Например, мячик катится по мне.
Игра «Потряси»
Цель: Обучение манипулированием предмета.
Неваляшка, резиновая собачка или кошка, погремушка. Перед ребенком размещают игрушки на расстоянии вытянутой руки. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Ребенок берет игрушку в руки и манипулирует ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать.
Игры с водой, с крупой, с разнообразными природными материалами, образцами материалов, различными по фактуре, сенсорные панели и т. д.
Зрительное восприятие играет важное значение в познании ребенком окружающего мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми. До 90 % информации воспринимается человеком именно посредствам зрения. Зрительное восприятие наших воспитанников характеризуется рядом особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Для стимуляции зрительного восприятия используем яркие, контрастные, светящиеся предметы и игрушки. Побуждаю ребенка фиксировать взгляд на предмете или игрушке; на лице взрослого; на изображении. Дети положительно реагируют на игровые упражнения с фонариком, светящимися игрушками.
Отдельно хочу сказать о важности развития коммуникативных навыков в игре. В связи с общим недоразвитием эмоционально-волевой сферы у детей с ТМНР владение коммуникативными навыками находятся на низком уровне.
В игре ребенок учится – взаимодействовать со взрослым или другими детьми (сотрудничать); проявлять свои эмоции; подражать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому или использовать невербальные способы общения.
Например, в своей работе используем всем известную игру «Ку-ку». Благодаря игре ребенок приобретает новые навыки, учится новым действиям. Эта игра не только забавляет ребенка, формирует положительное отношение к совместным действиям со взрослым, она еще и важна для развития его мозга.
Можно играть в нее по-разному :
-кто-то закрывает глаза руками,
- кто-то прикрывает лицо полотенцем,
-кто-то прячется за углом,
-кто-то закрывает ребенку глаза его же руками,
-кто-то прячет игрушки под одеялом, а потом стягивает его.
Игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению тех, которые уже у него сформировались. Способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка, развитию поисково-ориентировочным действиям. Усложняйте каждый раз задачу, что бы ребенок развивал свое воображение и упорядочивал связи в своем мозгу.
Поэтому играем с ребенком каждый день и и используем игры во всех видах детской деятельности.