Анастасия Матвеева
Игра как средство развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор:
Матвеева А. А., МАДОУ Детский сад № 39 «Ромашка» г. Видное Московской обл.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении игры как основного вида деятельности в ДОО, познакомить с теорией игровой деятельности, показать специфику игр на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Игра как средство развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Ключевые слова: игра, индивидуальные особенности
Игра — основной вид деятельности в дошкольный период.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :
сюжетно-ролевые
театрализованные
подвижные
дидактические.
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы подвижных, театрализованных и других игр.
В силу того, что в последнее время изменился возраст, с которого дети приступают к изучению иностранного языка, потребовались изменения в методике преподавания, адаптированные к детям дошкольного возраста, разработанные с учетом их возрастных психологических особенностей. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, а точнее на детей второго года обучения, то теперь родители хотят как можно раньше научить ребенка говорить на иностранном языке. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами и педагогами наиболее благоприятным для этого вида деятельности, т. к. мозг дошкольника устроен так, что улавливает и усваивает полученные знания быстрее, чем взрослый.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковый материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникационные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.
Игра – основной метод обучения в дошкольных учреждениях, особенно, если это обучение иностранному языку. Игра является формой организации и методом проведения занятий, на которых дети получают определенный запас английской лексики.
В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция, на ранней стадии изучения английского языка, в свою очередь, включает в себя следующие аспекты:
умение правильно, с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем
овладение, закрепление и активизация английского словаря
овладение определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного высказывания.
Игры применятся с различными целями:
при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка
для формирования умений и навыков устной речи
как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке.
Уместно все игры, применяемые на занятиях по английскому языку в дошкольных организациях, разделить на 5 групп. К первой группе относятся игры, направленные на понимание речи. Еще ничего не произнося, дети начинают привыкать к иностранной речи, учатся слушать и слышать. Если предложить детям роли ведущих, то игры на понимание речи превращаются в игры второй группы, направленные на запоминание слова и конструкций. Для успешного проведения таких игр важно вызвать в воображении детей яркий образ (с помощью картинок, игрушек, музыки). Важен сам принцип проведения игры, а педагог сам может наполнить ее любым лексическим материалом (Так, игра» Магазин» трансформируется в игру «Зоопарк», «Одежда», с конструкциями «I like», «What do you like», «I want to buy» и тд. Игры с рифмовками направлены, прежде всего, не на освоение лексических единиц, а на отработку произношения. Многие из них – традиционные английские игры, в которых речь используется как фон. Игры с песнями и движениями – самый легкий и веселый способ отработать произношение и обогатить словарный запас, т. к. совместное движение и пение создают атмосферу праздника, благоприятный эмоциональный фон. И, наконец, пятая группа игр – игры на отработку звуков, букв и правил чтения.
В начале занятия методически оправданно проводить фонетические игры. И первое место здесь отводится сказкам-упражнениям на артикуляционную гимнастику. У каждого в копилке есть такая, а то и не одна. Героями таких сказок выступают Язычок, Пчелка, Змейка, Ветерок и просто волшебные звери. Общим у этих сказок является то, что все они являются прекрасными помощниками для отработки произношения трудных звуков, а неоспоримыми преимуществами – возможность сочинять сказку исходя из особенностей группы в целом и с учетом индивидуальных особенностей детей, а также возможность учитывать насущные потребности обучения. Постепенно роль сказочника может передаваться тем детям, у которых трудные звуки получаются лучше, включить элемент соревнования.
Также игра может быть направлена на отработку какого-то определенного звука.
На основном этапе занятия следует проводить работу, направленную на понимание иностранной речи и усвоение, и отработку лексических единиц и грамматических конструкций.
На начальных этапах освоения второго языка необходимо использовать как можно больше наглядных пособий, игрушек, музыкального сопровождения. Здесь учитывается ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. При организации игровой деятельности на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность выступить в различных ролях (покупателя, продавца, ведущего и тд.).