Анна Елкина
Игра как средство предупреждения нарушений психологического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность.
Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития.
А. Н. Леонтьев определяет игру как ведущую деятельность ребенка - дошкольника, такую деятельность, благодаря которой происходит главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Публикация «Игра как средство предупреждения нарушений психологического здоровья детей» размещена в разделах
Как полагают многие современные психологи, дети, не умеющие играть в коллективные игры, испытывают трудности в общении друг с другом, в совместной деятельности, им сложно самостоятельно разрешать возникающие конфликты. В результате дети проявляют агрессивность, отчужденность, враждебность по отношению к сверстникам. Игра же помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, предупреждать разнообразные нарушения, в том числе, нарушения психологического здоровья.
Понятие "психологическое здоровье" введено в научный оборот известным российским психологом И. В. Дубровиной.
Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:
а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом;
б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Психологическое здоровье предполагает наличие равновесия между различными качествами личности человека, а также между ним и миром в котором он живет.
О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.
Систематическое осуществление игровой деятельности способствует созданию положительных взаимоотношений между детьми, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Все это возможно благодаря тому, что игра является особой формой моделирования отношений между людьми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью возраста, поэтому работа по предупреждению нарушений психологического здоровья детей дошкольного возраста, строящаяся на игре, абсолютно органично вписывается в повседневную жизнь ребенка.