Приложение МААМ

Игра как средство формирования отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей

Динара Иксанова
Игра как средство формирования отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования взаимоотношения детей решается в совместном труде и на занятиях, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирование нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Однако, как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.

Публикация «Игра как средство формирования отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей» размещена в разделах

Детская игра – исторически-развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Это наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра – это одновременно и хранилище норм, оберегающих устойчивость бытия, и школы социализации, готовности к непредсказуемости жизни.

Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослого и отношений между ними в особой, условной форме. По определению А. Н. Леонтьева, игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника, т. е. такая деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Н. К. Крупская отмечала, что игра для дошкольников – способ познания окружающего.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, изучали игру – как важнейшее средство всестороннего воспитания детей. Свои исследования в этой области проводили такие ученые как: Е. А. Флорина, Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин, Н. М. Аксарина, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». Д. Б. Эльконин, как одно из главных положений концепций игры рассматривал ее социальную природу. Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей многократно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия.

Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действия и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

В играх проявляется непосредственный интерес и отношения детей к жизни в обществе, к нашей действительности. Через игру ребенок вливается в модулированные отношения, развиваются мотивы его поведения. Особая роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений, заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им. В игре, объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Увлекательные игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать рациональные приемы для решения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Игра своим содержанием определяет степень организованности детей и уровень взаимоотношений.

Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми в рамках правил определенных ролей. Взяв на себя выполнения той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет их выполнению свое поведение.

Характерным для игр является наличие двух видов отношений между детьми : воображаемых, соответствующих сюжету роли, и реальных отношений участников игры.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе, ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, овладение нравственными формами поведения в жизни.

Наличие в игре коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя обязательств, но и в силу взаимоотношений между детьми.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому классификация их затруднительна. Основы классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. В советской педагогике вопрос классификации детских игр был уточнен в трудах Н. К. Крупской.

Игры

Игры с открытыми правилами Игры с фиксированными правилами

(творческие)

Сюжетно-ролевые Дидактические

Строительно-конструктивные Хороводные

Режиссерские Подвижные

Театрализованные Словесные

Игры-драматизации Забавы

По сюжетам литературных героев Игры-развлечения

Народные

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации; количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов, строительные).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы – подвижные и дидактические. Однако, это деление в значительной степени условно, т. к. многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивает ориентировку в пространстве, требует знание стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой.

У народов России особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось детям 5-7 лет, а т. к. игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности ребенка, то естественно, особое внимание уделялось именно игре у всех народов. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды.

По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке. В этих играх дети отражают характер взаимоотношений людей, передают процесс труда, достижение результата.

Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, забавы, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя национальные элементы; танцевального, музыкального, поэтического, изобразительного искусства. С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и что не маловажно, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, и их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что способствует улучшению общения детей. Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня, не возможно без участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры.

Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей : такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Количество ролей, как и количество участников в одной игре, определяется знанием детей о явлениях окружающей жизни.

Осуществляя руководство игрой, педагог использует явления жизни для обогащения игры. В процессе формирования положительных отношений при помощи совместных игр, педагогу нужно сосредоточить внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за услугу, соблюдать очередность. Воспитатель должен помочь детям выстраивать взаимоотношения в игре. В процессе игры педагог акцентировать внимание ребенка на самом процессе, а не на тот факт, какой национальности ребенок, участвующий в игре. Он должен прививать детям отношение уважения, терпимости к ребенку другой национальности, корректно давая понять, что в игре не существует понятия «национальность», «другой», «не как я», что в игре все равны, и что распределение ролей в игре, должно быть равноправным. Он обязан помочь ребенку строить правильные взаимоотношения каждого ребенка с партнером по игре как равным, а не по тому, какого цвета у него кожа, каков разрез глаз или в какой степени он владеет языком общения в данном детском сообществе.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.

Вывод: Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Беседа «Как встречают Новый год в разных странах» для детей старшего дошкольного возраста Основная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Интегрируемые образовательные области: • «Познавательное развитие» • «Речевое.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Фотоотчёт «Дружба детей разных национальностей» в подготовительной группе к Дню народного единстваФотоотчёт «Дружба детей разных национальностей» в подготовительной группе к Дню народного единства Попова Валентина Фото отчёт " Дружба детей разных национальностей" в подготовительной группе к Дню народного единства Так уж сложилось,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Презентация «Гнёзда разных птиц» для детей старшего дошкольного возрастаПрезентация «Гнёзда разных птиц» для детей старшего дошкольного возраста Презентация "Гнёзда разных птиц"«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» - эта пословица, так подходит к дошколятам, поэтому, в работе.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей старшего дошкольного возраста» Тема духовно - нравственного становления личности посредством воспитания интереса и уважения к культурам разных стран и народов была выбрана.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как средство формирования отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей
Опубликовано: 24 марта 2022 в 20:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство формирования отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей» (включая файлы) размещена пользователем Динара Иксанова (УИ 350270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД