Алла Абрамкина
Игра как современная образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить знания педагогов об игре как образовательной технологии.
Задачи: 1. Познакомит педагогов с игрой как образовательной технологией.
2. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Введение ФГОС и предстоящие в связи с этим изменения в работе вызывают у педагогов много вопросов и трудностей, особенно в области применения современных игровых технологий.
Темочки:
Игра является ведущей, наиболее способствующей психическому развитию ребёнка, деятельностью. Игра необходима и для дошкольника, и для младшего школьника как деятельность, помогающая в успешной адаптации к школе и переходу к учебной деятельности. Но как мало сейчас играют дети! Об этом сейчас с тревогой говорят и педагоги, и психологи. А ведь именно от взрослых - педагогов и родителей - зависит организация развивающей среды и деятельности ребёнка, они играют важную роль в становлении его личности, помогая адаптироваться в сложном мире людей и предметов.
К сожалению, в последнее время игра - деятельность, присущая дошкольному возрасту, в процессе которой ребёнок может успешно развиваться, занимает всё меньше места в жизни детей в детском саду. Проблема игры во многом - проблема педагога. Основная причина того, что дети «не доигрывают», кроется в особенностях организации их жизни в образовательном учреждении. Хотя под подготовкой детей к школе и понимается полноценное психическое и физическое развитие детей, на деле она зачастую заключается в прямом натаскивании в условиях, подобных школьному обучению с раздачей оценок и домашних заданий, в увеличении учебными методами в детском саду и привычной декларации. Наблюдается разница между тем, что декларируют педагоги и тем что они делают: существует явное противоречие между пониманием значения, важности игры и практической деятельностью педагога, в которой не находиться места игре в воспитательном и образовательном процессе. Встречается и другой вариант, когда педагог считает, что он играет с детьми всё время, но, если глубже рассмотреть, что является игрой, то становиться ясно, что место, отведённое на занятии на игру, заполняется деятельностью, ничего общего с игрой не имеющей. Многие педагоги испытывают потребность в методической помощи по организации игровой деятельности детей. Возникла необходимость социально - психологического сопровождения педагогов в этом направлении. Игра - деятельность, требующая от педагога умения не столько методически грамотно её организовать, сколько встать на позицию равного партнёрства, сотворчества с ребёнком. Это очень трудно сделать. Не относясь к ребёнку как к личности, не учитывая его право на самоопределение и свободу выбора. Важно было раскрыть в себе возможность творчества и умение принимать творчество ребёнка, признавая в нём «соавтора» игры. При этом очень трудно было отойти от привычных установок и признать, что страшно дать ребёнку свободу, не путать это понятие с распушенностью и вседозволенностью. Один из способов решения проблемы, помочь педагогам в овладении игровыми технологиями. Наблюдения, обмен мнениями и практическим опытом позволяют педагогом проанализировать свою деятельность, является ли она игрой и как способствует развитию ребёнка, увидеть свои методические удачи и возможные ошибки, корректировать игровые программы, улучшать их. Таким образом, мы видим: есть возможность возвращения в жизнь ребёнка деятельности, характерной и полезной для этого периода, которая естественным образом приведёт его к переходу в следующий возрастной период и к следующей ведущей деятельности - учению.
Всё это доказывает актуальность работы по повышению профессиональной компетентности в области применения игровых развивающих технологий в условиях перехода к ФГОС.
Однако, признавая возможности применения игровых технологий, далеко не все педагоги готовы и подготовлены к грамотному использованию игры в образовательном процессе, особенно на занятиях. Причины кроются во многом, как в понимании термина «игра», так и в несовпадении условий соблюдения важнейших признаков игры и привычных педагогических установок наших педагогов.
И так, по каким же критериям можно сказать что это игра, а не «игроподобная деятельность»?
Остановимся на определении игры по Ёхану Хейзенку (1983 г.)
Игра - это деятельность, которая осознаётся как в «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие однако она может целиком овладеть играющим и не преследует при этом никакого материального интереса не ищет пользы, - свободной деятельностью, которая совершается внутри ограниченного пространства и времени протекает упорядоченно по определённым правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающей окружать себя тайной либо подчёркивающей своё отличие от окружающего мира всевозможной маскировкой.
Критерии для определения признаков игры (по Й. Хейзинге) :
1. Свобода:
а) свобода в смене сюжета, инициативные высказывания ребёнка;
б) свобода проявления эмоций, непринуждённость позы;
в) добровольное участие в игре;
г) отсутствие дисциплинарных воздействий со стороны педагога.
2. «Невзаправду» :
а) наличие условной ситуации;
б) принятие детьми на себя ролей в зависимости от сюжета игры;
в) использование предметов заместителей.
3. Правила:
а) принятие, обговаривание правил участниками игры;
б) самоконтроль детей за выполнением правил;
в) педагог регулирует ход игры и взаимодействия детей посредством правил.
4. Увлечё нность:
а) внешние эмоциональные реакции, взгляды, поза, мимика ориентированные на процесс игры;
б) большинство детей включены в процесс игры;
в) педагог проявляет те же эмоции, что и участники игры;
5. Пространство и время:
а) есть чёткие начало и конец игры, логические связанные между собой;
б) вход и выход из игровой ситуации;
в) оптимальное пространство, достаточное для протекания игрового действия и количества игроков.
6. Общность:
а) взаимная поддержка (реплики, жесты, общие эмоции, принятие всех членов команды в игру;
б) поддержка друг друга в соблюдении правил;
в) умение уступить в целях конечного результата, согласованность игровых действий;
г) включённость педагога в игру наравне с детьми, выполняет игровые действия вместе с детьми.
Присутствие большинства критериев свидетельствует о наличии наблюдаемого признака игры. Если же в деятельности присутствуют все признаки, то с уверенностью можно сделать вывод о том, что это действительно игра.
Игра как образовательная технология предполагает определё нные этапы реализации:
1) Этап планирования (анализ ситуации, постановка проблемы, выбор технологии для её решения, постановка цели и задач в контексте имеющихся условий и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников, составление игровой программы);
2) Этап реализации - подготовительный (выбор игры с учётом количества участников и площади помещения, определение места игры в структуре занятий, подбор игровых средств) и основной (непосредственная работа с детьми, построенная на следующих принципах: добровольность участия, позитивная атмосфера в коллективе, безоценочность, принятие и выполнение правил каждым участником, подведение итогов игры с участниками);
3) Этап рефлексивный (анализ результативности в соответствии с поставленными целью и задачами).
Игровая технология – особая. Овладение ею, предполагает, прежде всего, изменение своего взгляда на взаимодействие с детьми, на построение партнёрских отношений, поскольку сложно реализовать игровую технологию вне рамок личностно - ориентированного взаимодействия. Особенно сложным является, то, что игровая технология требует от педагога пересмотра своей педагогической позиции от отношения к ученику и как объекту своей деятельности к построению субъект - субъектных отношений (что предусмотрено и ФГОС). Именно такая позиция способствует свободе детей в игре - а это главный признак игровой деятельности. И так, поведём итоги. Игра не только возможна на занятиях в детском саду, но и необходима для полноценного развития и обучения ребёнка. Игра помогает детям не только развиваться, но и успешно адаптироваься в социуме.
Игровая технология, правильно реализуемая педагогом, является универсальным средством для более успешного формирования личностных новообразований, сохранения психологического здоровья и профилактики школьной дезадаптации выпускников детских садов и отвечает требованиям деятельного подхода, заложенного в основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов.