Евгения Аншакова
Роль игры в психическом развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психологические образования, а также внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности [19, c.3]. В игре дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, в деятельности людей. Игра это средство саморазвития ребёнка. Также игра имеет психотерапевтический эффект то есть в игре реализуется большой спектр эмоций, у ребёнка снижается проявление агрессии, страха и т. д. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Вот что писали учёные о роли игры в развитии детей.
Публикация «Роль игры в психическом развитии ребёнка» размещена в разделах
Смысл игры по Л. С. Выготскому заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает [23, с. 68]. Анализ игровой деятельности ребенка может служить важным диагностическим средством для определения уровня развития ребенка. Как писал К. Д. Ушинский, «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь» [23, с. 63]. Более важное значение, чем диагностическое, игра имеет для полноценного воспитания и развития ребенка. На это еще в 19 веке указывал русский педагог А. И. Сикорский: «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами». Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчёркивали как педагоги, так и психологи [15, с. 79]. Макаренко А. С. писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу» [16, с. 148]. Среди всего многообразия игр особое место принадлежит сюжетно-ролевой, Д. Б. Эльконин посветил свои работы психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. Д. Б. Эльконин описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности: сюжет, содержание, роль, воображаемая ситуация, правила, игровые действия, игровые отношения. Сюжетно-ролевые игры способствуют психическому развитию детей в среднем дошкольном возрасте.
Таким образом, игра для детей имеет особое значение, ещё её называют «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьёзные дела у ребёнка приобретают форму игры. В неё вовлекаются все стороны личности: дети двигаются, говорят, воспринимают, думают. Также в процессе игры активно работают воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Среди всего многообразия игр в среднем дошкольном возрасте особое место принадлежит сюжетно-ролевой игре – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные правила, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к людям, вещам. В игре формируется отношение к людям, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведения. Совместные коллективные игры в значительной степени определяют формирование коллективизма. Реальные товарищеские отношения, возникающие между детьми в ходе игры, имеют большое значение для развития коллективизма : дети договариваются об игре, помогают друг другу в реализации замысла, организуют обстановку, разрешают конфликты. В игре ролевые и товарищеские отношения переплетаются. Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование произвольности поведения. Наличие в игре внутренних правил, которые ребёнок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. Игра имеет большое значение для формирования самого механизма управления своим поведением, механизма подчинения правилам, который затем проявляется и в других видах деятельности ребёнка. Так как умение управлять своим поведением в игре возникает раньше, чем в условиях прямого задания.
Сюжетно-ролевая игра влияет и на формирование психических процессов, в условиях игры начинает развиваться произвольная память и произвольное внимание, таким образом, в игре при взятии на себя ребёнком роли, по ходу выполнения которой требуется что-то запомнить, сознательная цель запомнить и припомнить у детей происходит легче и раньше, также они лучше сосредотачиваются.
Также сюжетно-ролевая игра это одно из средств умственного развития. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий. Развитие игровых действий с предметами идёт по линии их сокращения и обобщения. Это становится благодаря тому, что предметы в игре выступают только в качестве опоры для действий ребёнка, а не как реальные, непосредственные их объекты. Сокращение и обобщение игровых действий составляет основу для перехода к умственным действиям.
Большое значение сюжетно-ролевой игры в интеллектуальном развитии ребёнка. В совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других. Происходит познавательная «децентрация» (один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения) ребёнка, открывающая возможности для перехода мышления ребёнка на новый уровень.
Не менее значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей дошкольного возраста. Создание игровой ситуации: комбинирование событий сюжета, преобразование материалов, обстановки, выполнение детьми воображаемых персонажей способствует тому, что дети приобретают способность к интенсивному творческому воображению. Близость игры к искусству даёт возможность использования данных игр в эстетическом воспитании.
Для создания образов в игре важна роль слова. Слова помогают детям выразить свои мысли, чувства, действия. В игре ребёнок говорит и за себя, например роль «мамы» и за куклу роль «дочери», эмитируют звуки животных и транспорта, дети договариваются об игре, объясняют правила, заучивают роли, ведут диалог во время игры. Таким образом, речь развивается и активизируется в игре, но и сама игра развивается под развитием речи.
Также сюжетно-ролевая игра при соответствующей её организации создаёт благоприятные условия для развития моторики. Однако сложные двигательные умения усваиваются ребёнком не в игре, а путём прямого обучения, но именно игра создаёт особо благоприятные условия для их дальнейшего совершенствования. Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и совершенствование новых движений. В этом отношении развитие моторики в игре является стартом к сознательным физическим упражнениям дошкольника. А. В. Запорожец писал: «Таким образом, в сфере движений мы обнаруживаем действие той закономерности, которая характеризует психическое развитие ребёнка в целом. На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри «ведущего типа деятельности» ребёнка. В частности, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности» [30, c.172]. Таким образом, в игре формируется огромный двигательный опыт ребёнка. В ней, с одной стороны, создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений, с другой стороны, принимая на себя роль, ребёнок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения, сознательно передаёт характерные особенности движений изображаемого персонажа.
Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и с её помощью дети приобретаю новые знания, умения, навыки, развивают способности. Также сюжетно-ролевые игры, имеют важную в психическом и умственном развитии роль. Ведь именно с помощью этих игр развиваются произвольная память и внимание, развивается речь, мышление, воображение, воля, волевое поведение, моторика, двигательная сфера, формируется произвольность поведения, коллективизм, в игре ребёнок развивается эмоционально, осваивает моральные правила, формируется отношение к людям, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что игра важна для нравственного, умственного, психического, эстетического и физического воспитания детей.