Приложение МААМ

Игра-драматизация как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Галина Васильева
Игра-драматизация как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Васильева Галина Вячеславовна, воспитатель

Место работы: МБДОУ Детский сад № 23 «Берегиня»

компенсирующего вида г. Чебоксары Чувашской Республики.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование

ценностей здорового образа жизни – одни из основных задач дошкольного образования.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Количество детей с общим недоразвитием речи, увеличилось по сравнению с предыдущим десятилетием и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Публикация «Игра-драматизация как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В детских садах, в группах дети с ОНР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников.

У детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью, а именно нарушены: внимание, память, словесно-логическое мышление, недостаточная скоординированность движений.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в квалифицированной помощи, как логопеда, так и других специалистов (врачей, психологов, педагогов).

Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что уровень развития связной речи детей не соответствует возрасту. У детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает правильно обращенную речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Указанные особенности развития речи детей данной группы ставят педагогов перед необходимостью поиска новых эффективных методов в коррекции речи детей с ОНР.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся использование в работе доступных технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Подходы и методы и приемы в коррекционном обучении не всегда помогают добиться у детей желаемых речевых показателей, поэтому в практике работы мы решили отойти от академических приемов и использовать наиболее интересные и результативные технологии, а также оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

Анализируя различные формы работы коррекционной работы с детьми, мы искали такие формы работы, которые позволили бы ускорить процесс развития речи, постановки и автоматизация нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.

Такой формой нами была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Изучив литературу, знакомясь с опытом работ коллег, а также с высказываниями научных исследователей, мы пришли к выводу, ни один другой вид театрализованной деятельности не способствует развитию артистизма, выразительность движений и речи как игра – драматизация.

Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Для нас очень важно, чтобы наши дети не просто играли, но в игре приобретали знания и умения, и поэтому нами не случайно выбран проект «В театр играем - речь развиваем».

Театр близок и понятен детям. В этом виде деятельности может принимать участие любой ребенок с дефектом речи, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью и она дает возможность перевоплощаться и отвлечет от речевого дефекта, т. е. продемонстрировать правильную речь.

С 2016 года мы являемся руководителями кружка «Раз ладошка - два ладошки».

Учитывая индивидуальные особенности детей, разработали и внедрили в практику программу по театрализованной деятельности. Данная программа состоит из цикла занятий, предполагающих индивидуальную работу с каждым ребенком, и направлена на коррекцию эмоционального самочувствия детей с ОНР, психических и речевых нарушений, создание условий для развития у них творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность использования игры-драматизации в обучении и воспитании детей с ОНР за счет включения ребенка в творческую деятельность, позволяет повысить как развитие речи в целом, так и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй; развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.

На первоначальном этапе введение в театрализованную деятельность детей, проводим цикл занятий по знакомству детей с устным народным творчеством, который является основой эмоционального развития ребенка.

Поскольку материал для игры-драматизации должен соответствовать возрасту, интересам детей и состоять в связи с окружающей детей жизнью, а также помогать компенсировать речевой дефект, было решено для драматизации, использовать, знакомые и любимые детьми сказки. При этом, выбор произведения для игры-драматизации был определен лексическими темами.

Первые наши постановки – это всем известные сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка». В этих постановках дети учатся различать и передавать интонации, характеры сказочных героев. Детям сложно выразительно и артистично передавать особенности предложенных образов, поэтому на познавательные занятия по лексическим темам мы включаем упражнения на развитие эмоций, этюды на выразительного жеста. Работа с этюдами нравятся детям, а мы воспринимаем эту деятельность как своеобразную школу мастерства. Коррекция эмоциональной сферы работа очень трудоемкая, благодаря систематическому использованию этих упражнений, эмоции постепенно уживаются.

Например, сказку «Теремок» мы обыгрывали, лепили, теремок - размазывали пластилин по контуру на плоскости, клеили теремок из геометрических фигур. А также рисовали, собирали из счетных палочек, строили из крупного строительного материала и т. д. сказочные персонажи приходили в гости, обращались с просьбой, дети старались им помочь. Совместно с родителями провели вечер «В гостях у сказки». Дети с интересом участвовали в игре – драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Наша театральная студия «Раз ладошка - Два ладошки» продолжает радовать театрализованными постановками. Юные таланты демонстрируют свои артистические способности перед своими сверстниками, и перед ребятами из других соседних садов, также принимают активное участие в конкурсах различного уровня. В театральной студии «Раз ладошка, два ладошка» каждый ребенок может перевоплотиться в любимого героя сказок, в любой образ! Петь, танцевать, веселится и открывать самое интересное – вот что нужно юным дарованиям!

Здесь дошколята осваивают уж актерское мастерство, зажигательные танцы, веселый грим, музыкальные распевки… Впереди много нового и интересного!

Родители группы также являются активными субъектами воспитательно-образовательного процесса. Они включены в процесс разучивания роли с ребенком, изготовления атрибутов, костюмов для сказки, подготовки и проведение конкурсов и выставок, оказывают помощь в создании и насыщении предметно-развивающей среды группы. Участие в воспитательно-образовательном процессе группы, позволило родителям углубить свои представления об индивидуальных и возрастных особенностях детей, по–новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность, оценить значение игры драматизации в развитии речи детей.

Опытом своей работы делимся в рамках детского сада. Выступаем на семинарах, педсоветах, проводим открытые занятия, консультации для педагогов и родителей. Являемся членом методического объединения педагогов «Коррекционно-развивающее обучение дошкольников».

Эффективность своей работы по заявленной теме отслеживаем с помощью диагностики. Результат усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие речи» по методикам Г. В. Чиркиной и Н. С. Жуковой.

Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития связной речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности, накопленные к настоящему времени данные по данной проблеме недостаточны. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной.

Результативность.

Таким образом, нами представленный опыт работы включает в себя новые технологии работы с детьми ОНР, которые обеспечивают личностный рост, компенсацию недостатков в психическом и речевом развитии данной категории детей. Проведенная нами работа подтвердила целесообразность выбранного нами направления. В процессе организации игр -драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Речь детей становится более связанной, выразительной, расширяется их словарный запас.

Игра является ведущей и самой интересной деятельностью для ребенка. Поэтому мы решили использовать потенциальные возможности игры-драматизации, которые позволят повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Литература

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. М: Просвещение, 1991. –113 с.

2. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М. : ТЦ «Сфера», 1998.

3. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

5. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

7. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

8. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

О

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 января 2020 в 18:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-драматизация как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Галина Васильева (УИ 700557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД