Светлана Халитова
Экспериментальный центр в ДОУ «Точка роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Идея создания в ДОУ
Идея создания в ДОУ экспериментального центра
«Точки роста»
Подготовил воспитатель: 1 квалификационной категории МБДОУ «Плешановского детского сада №1»
Халитова Светлана Анясовна
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети, воспитателям: откуда, куда, зачем и почему?
Публикация «Экспериментальный центр в ДОУ „Точка роста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2024
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Для реализации плана по формированию естественно - научных представлений необходимо учитывать несколько условий: первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье; второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей; третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
В нашей группе появился такой уголок «Точки роста». Почему именно «Точки роста», на этот вопрос вам ответят сами дети:….
«Точка роста» – федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля, разработанный на базе региональной системы «Современная школа». Эти слова для воспитанников детского сада не понятны и не интересны. А вот для детей подготовительной группы «ТОЧКА РОСТА» стала близка, интересна и понятна. Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам: дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста начинаю группировать представления о мире по научным областям. Передаю детям отдельные и захватывающие факты из истории, астрономии, географии.
Процесс руководства познавательной активностью детей осуществляю в двух направлениях:
I направление – знакомлю детей с интересными фактами, сведениями о мире. Здесь приобщаю детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира. Эта информация классифицирована по познавательным блокам, каждый из которых соответствует определенной области знаний (наук). Знакомство с новой информацией в основном происходит на фронтальных занятиях, где всем детям группы даю одинаковый объем знаний, который осваивают все воспитанники.
II направление – создаю условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок дополняет, расширяет, конкретизирует свои представления о мире, овладевает различными способами получения знаний (читают, экспериментируют, применяют личный опыт). Это реализую в мероприятиях, которые проходят вне занятий. Самостоятельную познавательную деятельность детей осуществляю во второй половине дня или на прогулках.
Пособия, оборудование, книги - являются основной предметно-развивающей среды, организованной для познания.
Дай ребенку в руки лупу и он найдет 1000 и 1 применение, а если еще рядом поставить чашку с песком дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный интерес. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.
Использование опытно-экспериментальной деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Наша задача – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющихся у них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.